Информационно-аналитический журнал о землеустройстве, геодезии, картографии и навигации «Земельный Вестник Московской области»
 → услуги Росреестра → регистрация прав
Как зарегистрировать право собственности на земельный участок в упрощенном порядке
Упрощенный порядок применяется при оформлении прав гражданина на земельный участок, если земельный участок предоставлен до 30.10.2001 г. для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования; или если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем право на земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

Последовательность действий заявителя

Какие документы необходимы

1. Заявление правообладателя или его представителя о государственной регистрации права собственности. Если с заявлением обращается представитель правообладателя, необходимо представить нотариально удостоверенную доверенность. Бланк заявления можно скачать на сайте Росреестра, получить в офисе Росреестра, Кадастровой палаты и МФЦ.

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя.

3. Один из документов, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок:
  • акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления;

  • акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

  • выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (если земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

  • иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.
Если с заявлением обращается гражданин, к которому право собственности на расположенное на земельном участке здание (строение) или сооружение перешло в порядке наследования или по иным основаниям, то в качестве документа-основания для государственной регистрации права на земельный участок представляются:
  • Свидетельство о праве на наследство или иной документ, устанавливающий право собственности на здание (строение) или сооружение. Документ не требуется, если право зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

  • Один из указанных выше документов, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина – любого прежнего собственника здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Заявитель по желанию может представить документ об уплате государственной пошлины. Если подтверждение об уплате пошлины не было получено от заявителя, Росреестр запросит его в рамках системы межведомственного информационного взаимодействия*. Если информация об уплате отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, документы для регистрации прав не рассматриваются и будут возвращены заявителю.

* Возможность получения подтверждения об уплате государственной пошлины в порядке межведомственного взаимодействия уточните на сайте Росреестра, у оператора центра телефонного обслуживания или у специалиста в офисе.

Сроки предоставления и стоимость услуги

За регистрацию прав физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, взимается государственная пошлина в размере 200 руб.

Свидетельство о государственной регистрации права (оригинал) или выписка из ЕГРП по выбору заявителя выдается в срок не более 18 календарных дней со дня приема заявления и документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. Свидетельство или выписка из ЕГРП могут быть выданы лично или направлены почтовым отправлением при наличии соответствующего указания в заявлении о государственной регистрации прав. Выписка из ЕГРП также может быть направлена в форме электронного документа.

Если принято решение об отказе в государственной регистрации, сообщение о таком отказе должно быть направлено заявителю в срок не более 5 дней после окончания установленного срока регистрации.

Возможные причины для приостановления государственной регистрации прав:
  • возникновение у государственного регистратора сомнений в подлинности представленных документов;

  • письменное заявление заявителя;

  • отсутствие необходимых документов или сведений, запрашиваемых по межведомственным запросам;

  • поступление определения или решения суда, в том числе о запрете осуществления регистрационных действий.
Возможные причины для отказа в государственной регистрации:
  • с заявлением о государственной регистрации обратилось ненадлежащее лицо;

  • представленные документы не соответствуют требованиям законодательства;

  • не представлены документы, необходимые для государственной регистрации, если обязанность по их представлению лежит на заявителе;

  • земельный участок в соответствии с федеральным законодательством не может быть предоставлен в частную собственность;

  • имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами;

  • ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа или информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе;

  • земельный участок не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (за исключением случаев, предусмотренных законом).
Для получения подробной информации посетите сайт Росреестра или обратитесь к специалисту в офисе.

Как подать документы

Зарегистрировать право собственности на земельный участок в упрощенном порядке можно любым из предложенных способов:

1. Обратиться в офис Росреестра или Кадастровой палаты.

Запишитесь на прием заранее:
  • на официальном сайте Росреестра в разделе «Офисы и приемные»;

  • по единому номеру центра телефонного обслуживания Росреестра.
2. Подать документы в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Удостоверьтесь, что МФЦ предоставляет данную услугу.

3. Отправить нотариально заверенные документы почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в офис Росреестра или Кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.

4. Подать заявление и необходимые документы, подписанные электронной подписью, на сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги»*.

* Возможность предоставления документов на данную услугу в электронном виде уточните на сайте Росреестра, у оператора центра телефонного обслуживания или у специалиста в офисе.

Вы можете оперативно отслеживать статус рассмотрения своего заявления с помощью электронного сервиса «Проверка статуса запроса» на сайте Росреестра независимо от того, каким способом вы подали документы.

Управление мониторинга и повышения качества государственных услуг Росреестра
Портал государственных услуг Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области Колледж Геодезии и Картографии МИИГАиК Московская областная Дума Министерство имущественных отношений Московской области
услуги Росреестра