На юбилейной Технической конференции студентов, посвященной
Всего на конкурс поступило 13 работ учащихся Колледжа и одна работа из Омского строительного колледжа. Первое место, по единодушному мнению конкурсной комиссии, было присуждено студенту
Главный редактор журнала «Земельный Вестник Московской области» Игорь Паньков и директор Колледжа геодезии и картографии МИИГАиК Геннадий Хинкис вручили победителям дипломы.
В первую практику нашу – учебную,
Каждый решил для себя: «Я смогу!»
Тяжко досталась нам точка победная,
«Трудно в учении – легче в бою!»
Дожить бы до практики...
Каждый студент, погрязший в круговерти весенней сессии, мечтает о мгновении, когда вся эта рутина с пересдачами долгов, зубрежками и итоговыми контрольными останется позади. Студент легкомысленно и неизменно ассоциирует учебную практику с летними каникулами, но о своих заблуждениях он узнает чуть позже.
Фактически до начала каникул оставалось еще восемь недель, но мне этот срок казался не таким уж значительным. Как и любая простая формальность, он только и требовал, чтобы его не учитывали. Но четыре пустующие строчки в зачетной книжке не давали окончательно расслабиться, когда я легкой походкой приближался к зданию колледжа, где в преддверии практики в актовом зале проходило общее собрание всех второкурсников.
«Ну, теперь можно не напрягаться!» – проносилось в мыслях, если не у всех, то у большинства сидящих в актовом зале, пока заместитель директора
И мы дожили...
Сначала шла картографическая практика под руководством Риммы Алексеевны Сарычевой. Первым чувством, на корню убивавшим весь энтузиазм по поводу «расслабиться», было разочарование.
Кто-то старательно, а кто-то не очень, корпел над своей синькой, аккуратно выводя железные дороги, жилые кварталы, прочие условные знаки и составляющие элементы плана. Бывали и неудачные, но, к счастью, поправимые случаи. К примеру, мой одногруппник нечаянно залил свою работу тушью, и ему пришлось выполнять ее заново. Оценки же за практику по картографии превзошли все наши ожидания. Если мне не изменяет память, «тройки» получили только запустившие дело студенты.
Никуда не спеша, имея в своем распоряжении целых две недели, студенты могли спокойно развалиться в креслах, щелкая мышками и клацая по клавиатурам. Обстановка была
Не все студенты закончили работу в срок, поэтому им пришлось завершать практику в свое личное время. Но в целом результаты получились удовлетворительными.
Пришел черед, пожалуй, самой интересной, яркой, и, к сожалению, самой короткой части испытания – практики по геоморфологии под руководством Виктора Андреевича Никитина. Были запланированы три вылазки на местность в западном районе Москвы, любопытные с точки зрения рельефа. После чего нам предстояло составить письменный отчет с анализом геоморфологии посещаемых мест.
Войдя в пределы парковой природы,
Не ощущаешь суетный разлад.
Москвы-реки размеренные воды,
И ветер, что листвой играет оды,
И древ филевских тени анфилад –
Ты все здесь неизменно встретить рад.
Нас встретили густые тени под кронами деревьев Филевского парка. Удивительная
Тень парка и близость
Крылатские холмы – местечко по большей части открытое, к тому же градус температуры заметно повышался. Двигаясь по велотреку от одного холма к другому, мы порядком вымотались и под конец экскурсии уже с трудом передвигали ноги. Виктор Андреевич постоянно гнал нас на вершины лишь для того, чтобы мы смогли по достоинству оценить все красоты здешних массивов. Студенты в течение минуты вымученным взглядом обводили эти прелести, а затем, ведомые преподавателем, вяло спускались.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы, вписывающийся в пейзаж, как родной поджидал нас на очередной вершине. Источник Божьей Матери, находившийся у подножия этого же холма, стал для нас своего рода оазисом. Разглагольствовавшие о перенасыщении здешней воды вредными металлами после двухчасовой прогулки временно оставили свои взгляды, охотно утоляя жажду, а некоторые и вовсе резво обливали себя и других чуть ли не с головы до ног.
Завершали полевую часть практики Воробьевы горы. Красочность пейзажа и еще более живописные возвышенности
Камеральная часть практики – составление письменного отчета по геоморфологическим особенностям района – не была
Все испытывавшиеся до этого момента трудности оказались лишь цветочками. Целое лукошко ягод нам преподнес завершающий этап, длившийся три недели, – тахеометрическая съемка с тем же самым руководителем – Виктором Андреевичем Никитиным.
Вся группа поделилась на бригады по четыре человека. Отныне успех напрямую зависел от сплоченности команды и ответственности каждого из ее членов. Впрочем, забегая вперед, скажу, что по этому пункту к моей бригаде, в состав которой кроме меня входили Евгений Дреминов, Виталий Павлов и Руслан Матухно, претензий не было.
И вот, груженные геодезическими приборами (теодолитом, рейкой и штативом), мы выдвигаемся на точку, на которую будет установлен наш теодолит. Так начинался наш самый трудный этап учебной практики – тахеометрическая съемка местности. На каждого студента приходилось по две такие точки, а следовательно, за бригадой числилось по восемь.
Цель задания на первый взгляд была проста: установить рейку на все точки, несущие информацию о местности (деревья, кусты, фонарные столбы, дома и даже канализационные люки, контуры дорог и пр.) в радиусе пятидесяти метров от точки установки прибора и взять с них отсчеты. Одновременно на схематическом рисунке – абрисе – указать их местоположение относительно друг друга, пронумеровать, чтобы потом нанести на план. И таких точек – пикетов, как их называют, – в лучшем случае насчитывалось около сорока, но чаще всего речь шла о сотне.
Меньше чем в десяти метрах от нашей станции находилась еще одна, и ее как раз занимала другая бригада из параллельной группы. Решив сделать небольшую паузу, студенты, пусть и ненамного, но отошли от своих приборов. А гроза, имевшая до жути забавный вид, надвигалась тихо и эффектно. Имя ей – такса. Обычная такса, совершенно безобидное создание, но вот бревно, – палочкой назвать эту оглоблю у меня язык не повернется, – бревно в ее зубах, чуть ли не вдвое превосходящее ее саму по размерам, таковым не было! Она, знай себе, деловито шествовала по маленькой тропке, на которой разместился как наш, так и чужой теодолит. Похоже, в тот день госпожа Удача была благосклонна ко мне, но милость ее, как видно, не простиралась на соседнюю бригаду. В течение нескольких секунд после того, как оглобля таксы с роковым стуком задела теодолит, никто из студентов стоящих рядом не мог пошевелиться. Все были в шоке. Пришлось ребятам начинать измерение сотни пикетов заново.
Однако и без того происшествия эти точки имели дурную славу, поскольку находились на небольшой возвышенности. Если у подножия этого карликового холма ты ощущаешь легкое дуновение ветра, то, стоя за теодолитом, испытываешь на себе сбивающий с ног шквал. И я не утрирую. Один раз ветру даже удалось пошатнуть штатив с прибором. Благо, упасть ему не дали.
Ну и какое же лето без дождя? Ох, и путал он наши карты, заряжая без всяких предупреждений! Ясная погода, и солнце жарит во всю силу, а через миг воздух сотрясает раскатистый гром. Вот и думай тут: бросить измерения, а после дождя начать все заново или в темпе доснимать оставшиеся пикеты? Как правило, предпочтение отдавалось второму, поскольку мы и так не укладывались в срок.
Когда все станции были пройдены, все пикеты отмечены и в полевых журналах, и на абрисах, мы, закончив полевые работы, перебрались в аудиторию, ставшую для нас камеральной. И вот там начали всплывать все неточности и ошибки наших измерений, которые приходилось устранять, а так как срок окончания практики катастрофически приближался, некоторые студенты не гнушались прибегать к помощи родственников. К вычерчиванию плана я приступил, когда у многих уже имелись наработки, но сдал его первым, и притом на «отлично».
Так закончилась восьминедельная учебная практика, оставившая целый букет ярких воспоминаний. Кто не умел, тот научился работать в команде. Кому не хватало самостоятельности – смог ее обрести. Уверен, каждый открыл
Лишь карта – памятник ему,
С ней можно каждому герою
Сказать: «Я – первый, я иду
Вперед нехоженой тропою!»
Прекрасный весенний день 19 мая. Первый официальный день практики. У меня было странное ощущение. С одной стороны – это практика, а с другой – это настоящая трудовая деятельность. Нет, меня это совершенно не пугало. Я был воодушевлен, ведь практика – это потрясающий опыт, позволяющий почувствовать себя в роли полноценного работника картографической отрасли.
Многие мои однокурсники выбрали не картографию, а геодезию, объяснив, что эта отрасль им более интересна. Не могу осуждать их за такое решение, но меня всегда тянуло к картографии. Только подумайте, что люди
Мне всегда нравилось составлять мелкомасштабные карты. К счастью, нашлась компания, которая работала с ними, и ей интересно было взять студентов под свое крыло почти на все лето.
20 мая. Я еду на практику. Первым, кого я встретил, был директор фирмы «ДиЭмБи» Сергей Эдуардович, симпатичный мужчина средних лет, со смуглой кожей, зачесанными назад волосами, производящий впечатление уверенного в себе человека. Сергей Эдуардович рассказал нам о задачах компании и о той работе, которую нам предстоит выполнить во время нашей практики. Но самое сильное впечатление на меня произвели его слова о том, что нужно самосовершенствоваться и стараться превзойти самого себя, чтобы добиться своих целей. Эти слова еще долго будут со мной.
Я познакомился с членами коллектива. Со мной работали два картографа: Лена и Денис. Лена – высокая женщина, всегда строго одетая, с замечательными черными волосами. Денис – молодой человек в больших наушниках, полностью погруженный в работу перед экранами двух мониторов. Они были очень добры и стали моими наставниками на все лето.
Создание карты полуострова Крым было нашей главной задачей. Я обрадовался такому известию, но этого, конечно, следовало ожидать, так как полуостров недавно вернулся в состав Российской Федерации. Я сразу вспомнил, как однажды отдыхал под Керчью, купался в лазурном море и загорал под южным солнцем. А теперь мне предстояло составить карту этого прекрасного края.
Свою работу я начал по всем правилам картографии – с береговой линии полуострова и его гидрографии, затем следовали остальные элементы, такие как дорожная сеть, населенные пункты и различные элементы рельефа. Но самой приятной частью работы было создание гипсометрической заливки суши и морского дна в зависимости от их высоты и глубины. Не буду скрывать, что эта часть работы мне понравилась больше всего.
Задание выглядело легким, но процесс создания карты оказался сложнее, чем предполагалось. В общем счете мы трудились над ней все лето, но при этом успели поучаствовать и в других проектах. В ходе практики я ощутил себя настоящим картографом, и это было замечательное чувство, ведь я смог поработать над картой, ее самыми различными деталями и даже заняться созданием своего собственного дизайна.
Благодаря опыту работы в такой сильной компании, как «ДиЭмБи», я понял, что в области картографии есть огромное количество интересных тем и новых горизонтов для развития, поэтому я хочу в дальнейшем профессионально расти и совершенствоваться в этой сфере.
Геодезисты – милые романтики!
Походы, карты, съемки с высоты.
Вы призваны законами галактики
Измерить сердцем – тайну Красоты.
(Лариса Лисицина. «Геодезисты – милые романтики!»)
Я очень ждал свою летнюю практику. Хотя день 5 мая 2014 года выдался пасмурным и ветреным, все студенты нашей группы собралась в колледже для распределения по бригадам. Мы вместе с Мариной Синельщиковой и Дмитрием Адамовичем составили одну из них. Так как ребята мне доверяли, то выбрали бригадиром, чему я был искренне рад. Кроме этих обязанностей на мне лежала также ответственность за соблюдение техники безопасности в отряде.
Летняя практика состояла из трех этапов: проложение теодолитного хода, проложение нивелирного хода IV класса (создание
Мы покинули здание колледжа вместе с преподавателем геодезии Львом Ивановичем Семеновым и, выполнив поверку нивелира и реек, отправились на рекогносцировку местности для уточнения трассы нивелирного хода. Из объяснений куратора следовало, что перед нами стоит задача проложить нивелирный ход длиной полтора километра от стенного репера, заложенного в цоколе общежития колледжа до стенного репера, заложенного в цоколе здания дома на Полоцкой улице. Каждому члену бригады нужно было произвести измерения на трех нивелирных станциях и обработать полевые журналы.
Погода была очень холодной
Следующим, и как нам показалось, наиболее трудоемким, заданием стало проложение теодолитного хода. К этому моменту погода заметно улучшилась: небо очистилось, выглянуло солнышко и подул летний ветерок. Испытав необыкновенное вдохновение от подарка природы, мы вместе с нашим преподавателем отправились забивать дюбели, которые предназначались для закрепления точек теодолитного хода. Закончив рекогносцировку, наша бригада сделала перерыв на обед, а затем вернулась на полигон, взяв необходимые приборы: теодолит 3Т5КП, штатив и пару телескопических вешек. Новой задачей было измерение углов, а позже и расстояний с помощью лазерного дальномерного комплекта.
После окончания этого этапа мы выполнили камеральную обработку полевых журналов и вычислили координаты точек теодолитного хода, что получилось далеко
Этот этап работы запомнился членам бригады лучше остальных, поскольку он был последним и мы уже находились в предвкушении каникул. Дима принес на работу гитару, и Марина под его аккомпанемент спела несколько бардовских песен Юрия Визбора:
Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены,
Тих и печален ручей у янтарной сосны,
Пеплом несмелым подернулись угли костра,
Вот и окончилось все – расставаться пора.
Мы с удовольствием слушали их всей бригадой и, зарядившись хорошим настроением, продолжили с большим энтузиазмом трудиться. После окончания полевых работ и выполнения необходимых вычислений каждый член бригады вычертил собственный план местности.
За время учебной практики ребята в группе сдружились и начали работать как слаженный коллектив. А я узнал много нового о геодезии, впервые на деле столкнувшись с тем, чему нас учили целый год теоретически. Практика выдалась увлекательной, и порой казалось, что время несется с бешеной скоростью, но иногда я не мог сразу оторваться от работы и уходил домой только с заходом солнца.
Я понял самое главное, что моя будущая профессия не только очень важна, но и сложна, ведь необходимо быть трудолюбивым и выносливым человеком, иметь хорошее логическое мышление, быть верным и преданным своему делу.
Геодезисты – милые романтики!
Профессии прекрасней не найти.
Планеты нашей – избранные странники,
Открытий и удачи вам в пути!
(Лариса Лисицина. «Геодезисты – милые романтики!»)