Регистрация дома или участка при купле-продаже (дарении)
Поздравляем вас! Вы приобрели недвижимость и наконец-то заключили договор купли-продажи. Но для окончательного оформления сделки вам необходимо его зарегистрировать.
купли-продажи (или договора дарения) земельного участка и жилого дома вам необходимо представить следующие документы:
купли-продажи на государственную регистрацию дополнительно представляются:
С заявлениями о государственной регистрации должны обратиться обе стороны договора – продавец и покупатель (даритель и одаряемый).
При подаче документов необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность, – паспорт. Представителю физического лица, кроме того, необходимо предъявить нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия.
Если вы продаете земельный участок вместе с домом, то заключается один договоркупли-продажи, в котором указываются и дом, и земельный участок. То есть не требуется составлять отдельный договор на каждый объект.
Важно знать! Дом и земельный участок – неотделимые объекты, и при продаже дома (здания, строения) покупателю переходят все права продавца на земельный участок, на котором находится это здание. Это значит, что при продаже дома права на участок переходят к покупателю вместе с домом.
Срок регистрации зависит от назначения строения (жилое, нежилое), а также от категории земельного участка и вида разрешенного использования земельного участка и составляет от 10 дней до 1 месяца.
С 1 октября 2011 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) при предоставлении государственных услуг гражданам и организациям перешла к осуществлению межведомственного информационного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов, их территориальными органами и подведомственными им организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг без участия заявителя, в связи с этим при обращении за услугой по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявитель не обязан представлять следующие документы:
Сбор необходимых документов
Для государственной регистрации договора - Правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности продавца (дарителя) на отчуждаемый жилой дом. Таким документом может быть свидетельство о праве собственности на дом; договор о приобретении жилого дома, зарегистрированный в БТИ; свидетельство о праве на наследство; решение суда и так далее.
- Кадастровый паспорт (план) жилого дома (при наличии – технический паспорт, изготовленный до 1 марта 2008 года). Представление кадастрового паспорта объекта не требуется, если кадастровый паспорт или план объекта ранее уже представлялся в орган, осуществляющий государственную регистрацию.
- Правоустанавливающий документ, подтверждающий право продавца (дарителя) на земельный участок, на котором расположен отчуждаемый жилой дом (акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении земельного участка, решение суда, выписка из похозяйственной книги, свидетельство о праве на наследство, договор
купли-продажи и другое). - Кадастровая выписка на земельный участок, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра (в настоящий момент – Кадастровой палатой). Представление кадастрового паспорта объекта не требуется, если кадастровый паспорт или план объекта ранее уже представлялся в орган, осуществляющий государственную регистрацию.
- Договор
купли-продажи (договор дарения) индивидуального жилого дома и земельного участка – подлинники в количестве, равном числу сторон договора, и один экземпляр – для регистрационной службы. - Документы об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию. Размеры государственной пошлины установлены статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
- Передаточный акт в случае, если по условиям договора передача недвижимости осуществляется с составлением передаточного акта.
- Справка о лицах, проживающих в жилом доме, заверенная должностным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства (выписка из домовой книги, справка главы сельского поселения).
- нотариально удостоверенное согласие супруга на отчуждение (приобретение) недвижимого имущества, если отчуждает (приобретает) один из супругов;
- разрешение (согласие) органа опеки и попечительства, если отчуждаемое недвижимое имущество находится в собственности (долевой собственности) несовершеннолетнего либо в отчуждаемом жилом доме проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника.
С заявлениями о государственной регистрации должны обратиться обе стороны договора – продавец и покупатель (даритель и одаряемый).
При подаче документов необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность, – паспорт. Представителю физического лица, кроме того, необходимо предъявить нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия.
Если вы продаете земельный участок вместе с домом, то заключается один договор
Важно знать! Дом и земельный участок – неотделимые объекты, и при продаже дома (здания, строения) покупателю переходят все права продавца на земельный участок, на котором находится это здание. Это значит, что при продаже дома права на участок переходят к покупателю вместе с домом.
Срок регистрации зависит от назначения строения (жилое, нежилое), а также от категории земельного участка и вида разрешенного использования земельного участка и составляет от 10 дней до 1 месяца.
С 1 октября 2011 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) при предоставлении государственных услуг гражданам и организациям перешла к осуществлению межведомственного информационного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов, их территориальными органами и подведомственными им организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг без участия заявителя, в связи с этим при обращении за услугой по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявитель не обязан представлять следующие документы:
- Согласие федерального органа исполнительной власти на ипотеку имущества, принадлежащего унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.
- Разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
- Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссии.
- Разрешение на строительство объекта капитального строительства.
- Выписку из реестра государственной или муниципальной собственности.
- Выписку из домовой книги (справку о лицах, имеющих право пользования жилым помещением).
- Документ, устанавливающий адрес объекта недвижимости, или, при отсутствии такого адреса, описание местоположения объекта недвижимости – решение о присвоении адреса объекту недвижимости.
- Иные документы, находящиеся в распоряжении исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, подведомственных указанным органам власти, за исключением документов личного хранения, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года
№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также документов, которые в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года№ 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» являются основаниями для государственной регистрации прав.
Дмитрий Тихненко, руководитель отдела по земельно-правовым вопросам ООО «Оптимальное Решение»