Информационно-аналитический журнал о землеустройстве, геодезии, картографии и навигации «Земельный Вестник Московской области»
Мытарства сельхозпроизводителей в рамках правового поля
Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не обеспечивает сохранение земельных долей для сельхозпроизводства в составе земель сельскохозяйственного назначения в отсутствие мер государственной поддержки
Валерий Алакоз, президент Российской ассоциации частных землемеров
18января 1991 года Постановлением Совета Министров РСФСР № 30 была утверждена Республиканская программа проведения земельной реформы на территории России в 1991-1995 годах для реализации Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года «О земельной реформе». Но земельные реформы, как показывает наш исторический опыт, в такой большой стране, как Россия, в одночасье невозможно провести, если, конечно, соблюдать главную заповедь всех преобразований «не навреди». Кроме того, финансовое обеспечение реформы, особенно в 1997 и 1998 годах, осуществлялось крайне плохо. Например, в 1997 году Госкомзему России на финансирование земельной реформы из федерального бюджета было выделено всего 20 % от бюджетных назначений, а принятая Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года № 694) сразу после ее принятия приказала долго жить. Сам же Госкомзем России после серии неудачных преобразований был вообще в 2000 году ликвидирован.

Еще раньше в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ функции государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки были изъяты у Госкомзема России, осуществлявшего до этого одновременно кадастровый учет земельных участков и регистрацию прав на них, и переданы в ведение Министерства юстиции Российской Федерации (учреждений юстиции, создаваемых субъектами Российской Федерации в срок до 1 января 2000 года). И только в 2012 году кадастровый учет и регистрацию прав, помучив население страны хождением по разным инстанциям, вновь объединили в кадастровых палатах Росреестра Минэкономразвития России.

Поскольку сопровождать земельные преобразования в стране было некому, земельные отношения в сельскохозяйственном землепользовании оказались настолько запутанными, что их можно охарактеризовать как «земельный хаос». Большинство из 12 миллионов работников, пенсионеров и работников социальной сферы бывших колхозов и совхозов, в собственности которых находится 120 миллионов гектаров приватизированных сельскохозяйственных угодий, не смогли эффективно распорядиться своими земельными долями, что напрямую связано с отсутствием государственной поддержки землеустроительного сопровождения (составления проектов землеустройства и проведения кадастровых работ), обеспечивающего рациональное землепользование, идентификацию прав сельских жителей на земельные участки, выделяемые в счет их земельных долей.

Усложненные и дорогие процедуры выделения земельных участков в счет земельных долей и кадастрового учета привели к недоступности для граждан получения земельных участков в собственность, а очень часто и к утрате прав на землю.

Разрушение существовавшей в бывших колхозах и совхозах инфраструктуры ведения сельского хозяйства, связанное с отсутствием планомерных, поддерживаемых государством действий по их преобразованию в новые формы хозяйствования, а также с невостребованностью по экономическим причинам земель для организации сельскохозяйственного производства, привело к значительному разрушению сельского хозяйства в Нечерноземье, Сибири, на Дальнем Востоке и к недоиспользованию земельного потенциала России.

Все это подтверждает давно известную истину – без финансовой и организационной поддержки государства масштабные земельные преобразования обречены на неудачу, и наоборот, организационная и финансовая государственная поддержка обеспечивает успех. Об этом говорит многовековой опыт неоднократных земельных преобразований в России, в том числе и в Советской России, в которой землеустроительное обеспечение сельскохозяйственного землепользования было лучшим в мире (каждое сельскохозяйственное предприятие имело Госакт с координатами границ земельных участков, план землепользования с изображением контуров всех угодий и их площадей, карту почвенных разновидностей, геоботаническую карту, оценку каждого отдельно обрабатываемого участка пашни, участка сенокоса и пастбищ по продуктивности, местоположению и технологическим свойствам, проект внутрихозяйственного землеустройства с комплексом природоохранных мероприятий, и все это своевременно обновлялось).

Об этом же говорит и опыт проведения земельных реформ в странах Европы, Америки и Азии. При переходе в 1989 году к рыночной экономике в новых федеральных землях Германии для приватизации и реорганизации государственного имущества в сельском хозяйстве и для предотвращения развала сельскохозяйственных структур (4 500 сельскохозяйственных производственных кооперативов, 515 совхозов, 2,2 миллиона гектаров сельскохозяйственных угодий) было создано (законом) ведомство по опеке над государственным имуществом BVVG. Это государственное ведомство должно было учитывать в своей деятельности экономические, структурные, имущественно-правовые и экологические особенности данной сферы. Последовательные, с 1990 года по настоящее время, действия по управлению и реализации сельскохозяйственных земельных участков привели к экономическому успеху, одобрению участников преобразований и предотвращению развала сельского хозяйства.

Принятое в настоящее время новой редакцией Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» решение о возложении на органы местного самоуправления обязанности до 1 июля 2013 года обеспечить и профинансировать подготовку проекта межевания земельных участков, утвержденного решением общего собрания участников долевой собственности, и проведение кадастровых работ с составлением межевых планов в отношении выделяемых в счет земельных долей земельных участков для осуществления гражданами кадастрового учета земельных участков, выделенных в счет земельных долей, и регистрации прав на них не будет выполнено большинством муниципальных образований из-за отсутствия финансовых средств. Как говорится, «и к гадалке не ходи».

Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не обеспечивает сохранение земельных долей для сельскохозяйственного производства в составе земель сельскохозяйственного назначения. Пунктом 2 статьи 13.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлена возможность быть Заказчиком проекта межевания земельных участков для выдела земельных участков в счет земельных долей любому лицу. На практике это означает – «эффективный инвестор» скупает необходимое (для принятия на общем собрании участников долевой собственности нужного решения) количество земельных долей через своего участника долевой собственности (часто это руководитель бывшего колхоза или совхоза) и обеспечивает составление проекта межевания земельных участков с выделением в лучших для застройщика местах земельных участков в счет своих земельных долей с последующим переводом их из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, земли промышленности или с изменением разрешенного использования – для ведения садоводства и дачного строительства, не меняя категории земель. «Эффективный инвестор» находит возможность в случае необходимости «подогнать» генеральный план поселения или городского округа под свои выделенные таким образом земельные участки.

Необходима государственная программа завершения преобразований в сфере сельскохозяйственного землепользования, включающая меры финансовой поддержки преобразования временно введенного института земельных долей в земельные участки.
Валерий Алакоз, президент Российской ассоциации частных землемеров, действительный государственный советник Российской Федерации

Александр Никонов, заместитель исполнительного директора Российской ассоциации частных землемеров по инновационной политике
Портал государственных услуг Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области Колледж Геодезии и Картографии МИИГАиК Московская областная Дума Министерство имущественных отношений Московской области
услуги Росреестра