Мытарства сельхозпроизводителей в рамках правового поля
Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не обеспечивает сохранение земельных долей для сельхозпроизводства в составе земель сельскохозяйственного назначения в отсутствие мер государственной поддержки
Валерий Алакоз, президент Российской ассоциации частных землемеров
Еще раньше в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года
Поскольку сопровождать земельные преобразования в стране было некому, земельные отношения в сельскохозяйственном землепользовании оказались настолько запутанными, что их можно охарактеризовать как «земельный хаос». Большинство из 12 миллионов работников, пенсионеров и работников социальной сферы бывших колхозов и совхозов, в собственности которых находится 120 миллионов гектаров приватизированных сельскохозяйственных угодий, не смогли эффективно распорядиться своими земельными долями, что напрямую связано с отсутствием государственной поддержки землеустроительного сопровождения (составления проектов землеустройства и проведения кадастровых работ), обеспечивающего рациональное землепользование, идентификацию прав сельских жителей на земельные участки, выделяемые в счет их земельных долей.
Усложненные и дорогие процедуры выделения земельных участков в счет земельных долей и кадастрового учета привели к недоступности для граждан получения земельных участков в собственность, а очень часто и к утрате прав на землю.
Разрушение существовавшей в бывших колхозах и совхозах инфраструктуры ведения сельского хозяйства, связанное с отсутствием планомерных, поддерживаемых государством действий по их преобразованию в новые формы хозяйствования, а также с невостребованностью по экономическим причинам земель для организации сельскохозяйственного производства, привело к значительному разрушению сельского хозяйства в Нечерноземье, Сибири, на Дальнем Востоке и к недоиспользованию земельного потенциала России.
Все это подтверждает давно известную истину – без финансовой и организационной поддержки государства масштабные земельные преобразования обречены на неудачу, и наоборот, организационная и финансовая государственная поддержка обеспечивает успех. Об этом говорит многовековой опыт неоднократных земельных преобразований в России, в том числе и в Советской России, в которой землеустроительное обеспечение сельскохозяйственного землепользования было лучшим в мире (каждое сельскохозяйственное предприятие имело Госакт с координатами границ земельных участков, план землепользования с изображением контуров всех угодий и их площадей, карту почвенных разновидностей, геоботаническую карту, оценку каждого отдельно обрабатываемого участка пашни, участка сенокоса и пастбищ по продуктивности, местоположению и технологическим свойствам, проект внутрихозяйственного землеустройства с комплексом природоохранных мероприятий, и все это своевременно обновлялось).
Об этом же говорит и опыт проведения земельных реформ в странах Европы, Америки и Азии. При переходе в 1989 году к рыночной экономике в новых федеральных землях Германии для приватизации и реорганизации государственного имущества в сельском хозяйстве и для предотвращения развала сельскохозяйственных структур (4 500 сельскохозяйственных производственных кооперативов, 515 совхозов, 2,2 миллиона гектаров сельскохозяйственных угодий) было создано (законом) ведомство по опеке над государственным имуществом BVVG. Это государственное ведомство должно было учитывать в своей деятельности экономические, структурные,
Принятое в настоящее время новой редакцией Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» решение о возложении на органы местного самоуправления обязанности до 1 июля 2013 года обеспечить и профинансировать подготовку проекта межевания земельных участков, утвержденного решением общего собрания участников долевой собственности, и проведение кадастровых работ с составлением межевых планов в отношении выделяемых в счет земельных долей земельных участков для осуществления гражданами кадастрового учета земельных участков, выделенных в счет земельных долей, и регистрации прав на них не будет выполнено большинством муниципальных образований
Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не обеспечивает сохранение земельных долей для сельскохозяйственного производства в составе земель сельскохозяйственного назначения. Пунктом 2 статьи
Необходима государственная программа завершения преобразований в сфере сельскохозяйственного землепользования, включающая меры финансовой поддержки преобразования временно введенного института земельных долей в земельные участки.
Валерий Алакоз, президент Российской ассоциации частных землемеров, действительный государственный советник Российской Федерации
Александр Никонов, заместитель исполнительного директора Российской ассоциации частных землемеров по инновационной политике
Александр Никонов, заместитель исполнительного директора Российской ассоциации частных землемеров по инновационной политике