Информационно-аналитический журнал о землеустройстве, геодезии, картографии и навигации «Земельный Вестник Московской области»
Положительные моменты областного законотворчества
Как эффективно использовать недвижимость и вовлечь простаивающие земли в оборот, можно ли изъять у собственников участки под строительство дорог и что делать со стихийными свалками, рассказывает председатель Комитета по имущественным отношениям, землепользованию, природным ресурсам и экологии Московской областной Думы Никита Чаплин
– Никита Юрьевич, каким образом можно вовлечь неиспользуемые земли Московской области в оборот? Звучали предложения ввести дифференцированные ставки налогов, связанные с использованием земель по целевому назначению. Существует ли по этому вопросу консолидированная позиция органов власти?

– В решении этого вопроса есть определенные сложности. По большому счету нам необходимо побуждать собственников, которые не пашут землю, этим заниматься. А побуждать следует, во-первых, крупными штрафами в размере до миллиона рублей, налагаемыми на владельцев сельхозземли за ее нецелевое использование. А во-вторых, увеличением налоговой ставки, привязанной также к использованию земли. Если в течение года с момента проведения земельной проверки владельцы не приступают к работам на своем участке, то должно происходить увеличение налога в три раза. Вот эти самые критерии увеличения налога мы сейчас и формулируем. Двигаться в таком направлении нам просто необходимо.

– В Подмосковье имеется много объектов капитального строительства, числящихся как недостроенные. Собственники этих строений не спешат их регистрировать, и в результате они не пополняют налоговую базу области.

– Губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев в своих выступлениях говорит об эффективном использовании земли и недвижимости, о том, что необходимо все эти объекты поставить на кадастровый учет и определить их кадастровую стоимость в тех случаях, где это еще не сделано. В полной мере сказанное относится и к недостроенным объектам капитального строительства. Прежде всего налогообложение подобных сооружений позволит увеличить собираемость налогов в местные бюджеты. Поэтому в этом должны быть заинтересованы в первую очередь главы местного самоуправления. Мы сейчас совместно с Министерством имущественных отношений Московской области занимаемся систематизацией учета земельных участков, параллельно с этим общими усилиями создается региональная информационная система, в которую будут занесены все земельные участки и капитальные строения.

К примеру, у нас есть информация, что на земельном участке некоего гражданина Иванова нет никаких объектов капитального строительства. Приходим с проверкой и обнаруживаем на его участке жилой дом, числящийся недостроенным. В этом случае хозяину будет вынесено предупреждение, назначен штраф и установлен срок на регистрацию дома. Если же домовладелец проигнорирует предписание и опять не зарегистрирует свой дом, то на него накладывается еще больший штраф. И тогда этот гражданин Иванов задумается, что ему выгоднее, платить налог или платить каждый отчетный период солидный штраф. Тем самым мы будем побуждать недобросовестных собственников строений регистрировать свою недвижимость и платить все-таки налоги.

Критерии определения, какой объект капитального строительства считать недостроенным, вырабатываются сейчас рабочей группой Министерства имущества Московской области. Вопрос критериев представляется нам очень серьезным, и спешка здесь может только навредить.

– В последние годы в Подмосковье обострились экологические проблемы. Вокруг дачных поселков, вдоль автотрасс, в водоохранных зонах растут стихийные свалки. Местные органы власти не имеют средств и административных рычагов, чтобы вывозить и утилизировать отходы. Как спасти Подмосковье от мусорной проблемы?

– Мы считаем, что все дачники, независимо от того, жители они Москвы, Подмосковья или иных субъектов, должны оплачивать вывоз мусора. Чем наши дачники отличаются от жителей многоквартирных домов, у которых в тарифе за обслуживание дома заложена оплата вывоза твердых бытовых отходов. Наши дачники эти деньги не платят, и совершенно непонятно, как они утилизируют мусор. Там, где муниципальные органы власти берут расходы на себя, сами устанавливают контейнеры и вывозят отходы, – порядок поддерживается. Но зачастую мы видим другую, абсолютно ужасающую картину – мешки мусора возле остановок общественного транспорта, вдоль дорог и даже около мемориальных памятников. Это делают дачники. У них нет внутри контейнеров для сбора мусора, они не хотят за это платить, потому что их никто не обязывает это делать. Они вывозят со своей территории мешки с мусором и оставляют их на обочине дороги, которую опять же мы должны убирать. Мы, я имею в виду жители Московской области, потому что это расходы областного или местного бюджета.

Поэтому наш комитет разработал законодательную инициативу, которая сейчас рассматривается в Правительстве Московской области, обязывающую владельцев частных домовладений оплачивать вывоз твердых бытовых отходов. Нам необходимо предусмотреть социальные гарантии для некоторых категорий граждан, например ветеранов труда и участников войны, которых можно освободить от уплаты этого взноса. Проблема со стихийными свалками стоит остро, заниматься ею нужно безотлагательно. Поэтому вы задали абсолютно правильный вопрос. Он на злобу дня.

– В Московской области в отличие от Москвы отсутствует единый адресный реестр. Но ведь без адресного реестра просто невозможно наладить учет земельных участков, строений, помещений. Страдает налоговая база области и государственный кадастровый учет.

– Мы занимаемся этим вопросом. Ведь без адресного реестра невозможно даже отнести земельные участки к категориям. Сейчас работает группа по определению критериев адресного реестра. За основу мы возьмем базы, которые сейчас существуют и успешно эксплуатируются, в частности базу Федеральной налоговой службы. Единый адресный реестр Московской области будет создан в течение года – полутора лет. Он нам нужен обязательно.

Используемые не по назначению земли можно будет изымать без суда

Государство будет изымать земли, используемые не по назначению, во внесудебном порядке. Речь идет о земельных участках, которые государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также казенные и бюджетные учреждения получили в бессрочное пользование. Поправки в Земельный кодекс опубликованы в «Российской газете» и вступают в силу 9 сентября 2013 года. До сих пор, если, например, земли агропредприятий, не культивировались, а зарастали сорняками, изъять их можно было только через суд. Практика показала, что процедуру сложно применять. Причины, с одной стороны, в том, что доказать неэффективное использование очень трудно. С другой, руководство предприятий нередко затягивает рассмотрение дела на длительный срок. Так, в отдельных случаях судебные тяжбы длились по два-три года. Теперь же решать участь земель будут чиновники. По словам законодателей, критерии, по которым можно будет оценить, что земля используется не по назначению, уже разработаны.

Между тем самой процедуры изъятия земельных участков пока нет. Ее поручено разработать правительству. В Министерстве экономического развития говорят, что также необходимо создать систему мониторинга земель, провести их инвентаризацию и определить границы участков. Если проверяющая комиссия выявит нарушения, предприятие лишится земельного участка, более того, учреждению придется возместить вред, нанесенный почве. По прогнозам экспертов, после изъятия такие земли могут быть выведены на свободный рынок, а значит, будут привлекательны для бизнеса.

Новый закон не затронет частных собственников, фермеров и дачников. Кроме того, исключение составят земли Академии наук. Изъять переданные им земли по-прежнему можно будет только через суд. Сколько земель простаивает под госпредприятими, эксперты пока не называют. Всего сегодня в России две тысячи ФГУПов, которые используют примерно 40 миллионов гектаров земли. 170 предприятий находятся в процедуре банкротства и занимают площадь более 200 тысяч гектаров.

Российская газета, 26 июня 2013 года

– Поясните позицию законодателей области по вопросу изъятия земель и компенсации собственникам при проведении инфраструктурного строительства.

– Сегодня, когда проектируются социально важные инфраструктурные объекты, такие как дороги, газопроводы, электрические линии и линии связи, – объекты, крайне необходимые нашим жителям, проектировщики анализируют не только логичность прохождения той или иной трассы, но и, к сожалению, вынуждены тратить время на изучение того, кто собственник того или иного земельного участка. Если в числе собственников сельхозземли оказывается частная компания, то они понимают, что изъять этот участок будет стоить огромных денег. Поскольку после изъятия земли начнутся суды, и затянется этот процесс на десятилетия. И чтобы как-то государственную, нужную людям и обществу задачу построения трассы решить, проектировщики вынуждены вести ее через лес. Это вызывает еще более ожесточенные споры в обществе, и вообще вызывает вопрос, а нужно ли строить ту или иную трассу, если мы губим наш подмосковный лес.

Примеры: химкинский лес, цаговский лес в Жуковском, возможные проблемы при строительстве ЦКАДА и объездной дороги к Сколково, которая также идет через лес. Почему это возникает? Потому что лес – государственный, а значит, ничей. И у государства, то есть чиновника, проще получить разрешение, чем бодаться с каким-то частником, и компенсировать-то ничего особенно не нужно.

Значит, первый подход – экологический, мы лес сохраним. Если мы примем такой закон, мы, во-первых, логичнее будем строить дороги и защитим нашу экологию, защитим наш подмосковный лес, сохраним его. А не будем смотреть, кто владеет этой землей, получив ее в годы приватизации или в годы выкупа паев за копейки. Предметом разговора является разумный государственный интерес.

Второй подход – антикоррупционный. Потому что некоторые частные собственники могли договориться с чиновниками о выделении денег на выкуп. Мог начаться типичный распил бюджета, когда частный собственник продает государству землю по завышенной цене. Мы уходим и от этого, никто не будет у него выкупать землю за непонятно как образованную цену. Есть интересы общества. А в интересах общества – изъятие.

– Уже несколько лет на разных уровнях обсуждается необходимость отмены категорий земельных участков. Наш журнал внимательно следит за развитием этого вопроса. Проясните, пожалуйста, позицию законодательной ветви власти.

– Действующий в настоящее время Земельный кодекс градирует земли по категориям и видам разрешенного использования. Вопрос отмены категорий земли уже обсуждался в Госсовете, сейчас он прорабатывается в Минэкономразвития России и в профильных комитетах Государственной Думы.

Мы считаем, что в подобных изменениях есть своя логика, поскольку такая двойная градация – по категории и виду разрешенного использования – носит чрезмерно зарегулированный характер и существует только в нашей стране. Поэтому будем надеяться, что федеральный законодатель сформулирует четкую позицию по этому вопросу.

– В свою бытность губернатором Московской области Сергей Шойгу предлагал брать плату за изменение категории земли. Эта идея имеет поддержку в настоящее время?

– Мы считаем, что это очень разумное предложение. Потому что, если при изменении категории земли увеличивается не только ее кадастровая стоимость, но и рыночная, то почему общество должно оставаться в стороне? Мы продумываем сейчас механизм, каким образом получать в бюджет компенсацию за изменение категории. Также открытым пока остается вопрос, в чей бюджет будут поступать эти средства – в бюджет области или муниципалитета. Мы работаем над этими вопросами совместно с Министерством имущества Московской области.

В данном случае государство действует в интересах общества, получая официально озвученную сумму в бюджет того или иного уровня. Эти деньги пойдут опять же на социальные программы. Бюджет Московской области, как вы знаете, на 80 процентов имеет социальную нагрузку. Поэтому я считаю, что это положительный момент.
Игорь Паньков, собственный корреспондент
О стоимости реальной и мнимой
Председатель Московской областной Думы Игорь Брынцалов в одном из интервью уточнил, по какому принципу будет начисляться компенсация собственникам при изъятии у них земельных участков

Компенсация собственникам будет делаться по кадастровой стоимости земли. При этом необходимо понимать, что кадастровая оценка на территории области сделана неправильно. Зачастую она носит спекулятивный характер. Например, в Красногорском районе стоимость одной сотки земли может достигать 600 000 рублей, а в Шаховском – 400 рублей за сотку. Руководствуясь подобными цифрами, сейчас оцениваются частные строения и земельные участки. Хотя это означает только , что в Шаховском районе отсутствует инвестиционный спрос и земля никому не нужна. Нам необходимо уходить от спекулятивных цифр и совместно с Кадастровой палатой формировать правильную оценку, отражающую реальную стоимость земли.

Портал государственных услуг Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области Колледж Геодезии и Картографии МИИГАиК Московская областная Дума Министерство имущественных отношений Московской области
услуги Росреестра