Информационно-аналитический журнал о землеустройстве, геодезии, картографии и навигации «Земельный Вестник Московской области»
Всеобщая налоговая мобилизация
Муниципалитеты смогут в полной мере реализовать свои функции, когда, овладев современными геоинформационными технологиями и взаимодействуя с Росреестром и УФНС России, освоят налоговый потенциал своих территорий
Проблема наполнения регионального и местного бюджетов в условиях растущих социальных обязательств побуждает исполнительную власть фокусировать внимание на поиске дополнительных финансовых ресурсов и, в частности, ранее не задействованных источников поступлений имущественных налогов.

Вячеслав Морозов, заместитель руководителя УФНС России по Московской области, советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Этой теме посвящен утвержденный Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Московской области от 9 апреля 2013 года № 02-04-18/114@ План мобилизации дополнительных поступлений имущественных налогов в 2013 году, реализуемый в рамках мероприятий по мобилизации доходов консолидированного бюджета Московской области на 2012-2015 годы, утвержденных 15 марта 2013 года первым заместителем Председателя Правительства Московской области, руководителем Межведомственной рабочей группы по вопросам развития инвестиционного и налогового потенциала Подмосковья Ильдаром Габдрахмановым.

Планом предусмотрено выявление во взаимодействии с Росреестром, Кадастровой палатой и органами местного самоуправления объектов налогообложения (земельных участков и объектов капитального строительства), не вовлеченных в налоговый оборот, а также проведение мероприятий по уточнению необходимых для исчисления налогов сведений об объектах налогообложения и их правообладателях.
Где искать резервы?
По мнению заместителя руководителя УФНС России по Московской области Вячеслава Морозова, основные резервы роста поступлений имущественных налогов, собираемых за счет вовлечения в оборот новых объектов налогообложения, можно условно разделить на пять групп.

Первая группа – земельные участки, в отношении которых не рассчитана налоговая база (кадастровая стоимость) в связи с недостаточностью их характеристик или их кадастровая стоимость была оспорена в судебном порядке. В Подмосковье таких участков насчитывается 48 тысяч.

Вторая группа включает в себя объекты капитального строительства, права граждан на которые были зарегистрированы в «упрощенном» порядке без проведения технической инвентаризации и определения налоговой базы (инвентаризационной стоимости). Таких объектов в Московской области было выявлено порядка 145 тысяч, из которых в I квартале 2013 года вовлечено в налоговый оборот более 69 тысяч с ожидаемыми дополнительными налоговыми доходами в размере 107,5 миллиона рублей.

Третьим значимым резервом служат меры по организации налогового администрирования в отношении земель сельскохозяйственного назначения или зон сельскохозяйственного использования населенных пунктов и предназначенных для сельскохозяйственного производства с учетом сведений о фактическом состоянии этих земель (основанных на данных о привлечении к административной ответственности лиц, не использующих земельные участки по целевому назначению), полученных от органов Росреестра, Россельхознадзора, а также от служб муниципального земельного контроля. В настоящее время в Подмосковье из сельхозземель, принадлежащих организациям и физическим лицам, не используется по целевому назначению более 200 тысяч гектаров.

Четвертый резерв кроется в привлечении к налогообложению фактически используемых жилых домов в загородных поселках, права на которые гражданами длительное время не регистрируются. А также участков, занятых многоквартирными домами, права на которые у собственников квартир возникают с момента формирования и постановки участков на государственный кадастровый учет.

Пятым резервом является актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, с момента утверждения которых прошло более пяти лет, а также земель иных категорий, кадастровая стоимость которых не соответствует рыночной стоимости на землю.
Парадоксы незавершенного строительства
Алексей Лащёнов, начальник отдела имущественных налогов УФНС по Московской области, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
– Имеющиеся в законодательстве коллизии, позволяющие регистрировать права на фактически эксплуатируемые жилые дома как на «объекты незавершенного строительства» либо «жилые дома в стадии незавершенного строительства», – рассказывает начальник отдела имущественных налогов УФНС России по Московской области Алексей Лащёнов, – не способствуют реализации задачи по вовлечению их в налоговый оборот.

Эти объекты формально описаны в технической документации как находящиеся в стадии незавершенного строительства, при этом они подключены к коммуникациям и фактически эксплуатируются, имеют инвентаризационную стоимость и зарегистрированное право собственности. А, с другой стороны, в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и разъяснениями Минфина России от 2 сентября 2011 года № 03-05-04-01/29 в отношении объектов незавершенного строительства налогообложение не осуществляется.

Однако согласно нормам части 5 статьи 1, пункта 15 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», части 2 статьи 15, части 2 статьи 16 Жилищного кодекса и Приказа Минэкономразвития России от 17 августа 2006 года № 244 жилой дом как объект государственного кадастрового учета и жилищных прав, представляющий собой индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не относится к числу объектов незавершенного строительства. При этом Жилищный кодекс не предусматривает возможность признания в качестве здания, предназначенного для проживания (жилого дома), объекта незавершенного строительства.

– Допустим, в доме не прикручена дверная ручка, – поясняет заместитель начальника межрайонной налоговой инспекции ФНС № 22 по Московской области Евгений Рыжов, – и человек обращается в БТИ за проведением технической инвентаризации дома как объекта, находящегося в стадии незавершенного строительства. А в подобном юридическом статусе жилой дом может находиться годами.

На территории, администрируемой налоговой инспекцией № 22, включающей в свой состав Одинцовский муниципальный район, ЗАТО Власиху, городские округа Краснознаменск и Звенигород, был составлен реестр «жилых домов в стадии незавершенного строительства».

Технология выявления подобных объектов выглядит следующим образом: в имеющейся базе данных налоговой инспекции задается такой критерий поиска, как жилой дом, а затем среди выявленного объема домов выделяется уже интересующая группа объектов. После чего анализируется ситуация с каждым домом, попавшим в этот список, для выяснения причины по которой не произошло начисления налогов.

Если выясняется, что у «жилого дома, находящегося в стадии незавершенного строительства», имеется инвентаризационная оценка, права на него зарегистрированы, коммуникации подключены, а сам дом уже длительное время эксплуатируется, инспекцией принимается решение о формировании налоговых обязательств домовладельца. В результате аналитической работы, проведенной сотрудниками налоговой инспекции ФНС № 22 по Московской области, было выявлено 157 объектов незавершенного строительства, на которые начислили 4 645 тысяч рублей налогов.
Земли с недостаточными характеристиками
По словам Алексея Лащёнова, основными причинами, препятствующими полноценному налоговому администрированию в отношении земельных участков, являются отсутствие сведений о категории земель и виде разрешенного использования, а также не проведение работ по формированию и кадастровому учету земельных участков под многоквартирными домами. Чтобы понять суть проблемы, достаточно сказать, что категория земельного участка необходима для определения его кадастровой стоимости, которая является базой для исчисления земельного налога.

Органы местного самоуправления сейчас испытывают трудности с отнесением участков к той или иной категории земель, поскольку законодательство сегодня регламентирует исключительно заявительный порядок решения данного вопроса по инициативе самих правообладателей участков (за исключением процедуры отнесения земельных участков к землям населенных пунктов). Собственник участка должен написать заявление, собрать документы и самостоятельно обратиться в администрацию муниципального района или городского округа, и только в этом случае органы местного самоуправления могут отнести участок к той или иной категории.

Определение вида разрешенного использования земли входит в компетенцию органов местного самоуправления поселений и городских округов. И если главы поселений заинтересованы в наполнении своих бюджетов, то их администрации самостоятельно выявляют ранее учтенные земельные участки, в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах на которые отсутствует указание вида разрешенного использования, а затем вносят соответствующие изменения или принимают решения об установлении (уточнении) вида разрешенного использования. В порядке информационного обмена эти сведения направляется в Кадастровую палату, которая учитывает их в ГКН и осуществляет расчет кадастровой стоимости.

Евгений Рыжов, заместитель начальника межрайонной налоговой инспекции ФНС № 22 по Московской области
Следующая группа земельных участков, по которым возникают сложности при начислении налогов, – это земли с неоднозначным видом разрешенного использования. На практике встречаются такие виды разрешенного использования ранее учтенных земельных участков, по которым орган кадастрового учета не имеет возможности исчерпывающе определить группу видов разрешенного использования для применения удельного показателя кадастровой стоимости земель какой-либо оценочной группы. Например, разрешенное использование земельного участка в городе «для жилищного строительства» не позволяет рассчитать кадастровую стоимость в связи с тем, что методика кадастровой оценки земель населенных пунктов предусматривает определение кадастровой стоимости в зависимости от типа застройки земель: «под многоквартирными домами», «под домами малоэтажной или индивидуальной жилой застройки» и т. д.

Решение вопроса частично регламентировано письмами Минэкономразвития России от 25 февраля 2010 года № Д06-517 и Роснедвижимости от 19 января 2009 года № МП/0051, в которых определен порядок, согласно которому уполномоченные органы местного самоуправления могут самостоятельно принимать решение и направлять в Кадастровую палату официальные разъяснения по вопросу об отнесении участков к той или иной группе функционального использования. Однако законодательно такой порядок уточнения сведений для расчета кадастровой стоимости не закреплен.

Евгений Рыжов видит в подобном регламенте практический смысл, ведь главе поселения, который непосредственно отвечает за разработку градостроительной документации по планированию застройки территории, утверждает правила землепользования и застройки, включающие градостроительное зонирование, взаимодействует с инвесторами, проектировщиками и собственниками участков, намного проще выяснить на месте, какие объекты будут возводиться.
Многоэтажки в фокусе внимания
Существенной проблемой, особенно для городских поселений и округов, является невозможность налогообложения земельных участков под многоэтажными жилыми домами. После внесения изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» устранена та ситуация, когда вновь образованные земельные участки под многоэтажными жилыми домами снимались с учета, в случае если права на них не регистрировались в течение двух лет.

Чтобы налоговая инспекция начислила налоги, жильцам дома необходимо провести формирование участка и кадастровые работы в его отношении и затем постановку участка на кадастровый учет. Орган местного самоуправления должен запланировать в бюджете расходы на эти работы. Согласно статье 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Любое уполномоченное собранием жильцов лицо (не обязательно из числа жильцов дома) вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Организовав формирование участка и его постановку на учет в ГКН, местная администрация направляет в налоговую инспекцию сведения о долях в праве на земельный участок собственников помещений в многоквартирном доме для последующего расчета земельного налога.
Вернуть дачников в налоговый оборот
«Дачная амнистия», или упрощенный порядок регистрации прав собственности физических лиц на недвижимое имущество в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ, была направлена на легализацию фактически существующих на тот момент объектов капитального строительства. Но, к сожалению, все зарегистрированные в декларативном порядке объекты капитального строительства без проведения технической инвентаризации выпали из налогообложения.

В 2012 году Правительством Московской области было принято решение о проведении за счет бюджетных источников массовой инвентаризационной оценки объектов капитального строительства, зарегистрированных в упрощенном порядке.

Так, только в Одинцовском районе в результате массовой инвентаризации была определена стоимость 11 тысяч объектов капитального строительства, что позволяет увеличить сумму налоговых поступлений на 62 миллиона рублей. А всего по Подмосковью было вовлечено в налоговый оборот более 69 тысяч таких объектов.
Учет и контроль
УФНС России по Московской области в настоящее время выстраивает работу с органами местного самоуправления, предоставляя типовые документы, организуя информационную, правовую и методическую поддержку, в частности в феврале-марте 2013 года был внедрен Интернет-сервис «Объекты недвижимости, по которым не определена налоговая база».

Но в полной мере реализовать свои функции и полномочия, заложенные в законе о местном самоуправлении, муниципалитеты смогут, только когда, овладев современными геоинформационными технологиями и организовав эффективное взаимодействие с Росреестром и УФНС России, освоят налоговый потенциал своих территорий.
Игорь Паньков, собственный корреспондент
Промежуточный итог
Налоговые органы Подмосковья подвели по состоянию на 1 мая 2013 года итоги исполнения Плана мобилизации дополнительных поступлений имущественных налогов в консолидированный бюджет Московской области.

Сначала 2013 года дополнительно к налогообложению привлечено более 8,5 тысячи земельных участков. Это земли, в отношении которых ранее не рассчитывалась кадастровая стоимость (налоговая база) по причине отсутствия сведений о категории земель и (или) разрешенном использовании, земли в составе общего имущества многоквартирных домов, земельные участки, ограниченные в обороте и предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, земельные участки, уточненые сведения о которых получены от организаций Росреестра по запросам налоговых инспекций. Планируемая сумма дополнительных налоговых поступлений по таким объектам составляет 20,5 миллиона рублей.

В налоговый оборот дополнительно вовлечено более 70,1 тысячи объектов капитального строительства, включая жилые дома, гаражи, иные строения вспомогательного использования (бани, хозяйственные постройки), права граждан на которые зарегистрированы в «упрощенном» порядке и в отношении которых инвентаризационная стоимость была определена по инициативе местных органов власти и за счет бюджета, а также объекты недвижимости, по которым гражданами был заявлен имущественный налоговый вычет при декларировании доходов. Планируемая сумма дополнительных налоговых поступлений составляет более 97,5 миллиона рублей.

В рамках реализации Соглашения о взаимодействии между Управлением ФНС России по Московской области, Управлением Росреестра по Московской области, Управлением Россельхознадзора по городу Москве, Московской и Тульской областям от 7 июля 2011 года № 01-19-19/21/с/ЗК-1 (с дополнениями от 24 ноября 2011 года № 1, от 16 января 2013 года № 2) в налоговые органы представлено более 170 сведений, подтверждающих неиспользование по целевому назначению земель сельскохозяйственного назначения и земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, предназначенных для сельскохозяйственного производства. По полученной информации налоговики дополнительно начислили налог по повышенной, пятикратной, ставке составляющей до 1,5 % от кадастровой стоимости.

Кроме того, в связи со вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 29 ноября 2012 года № 202-ФЗ, отменившего налоговые льготы в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в областной бюджет дополнительно поступило более 344,3 миллиона рублей налога на имущество организаций.

Работа по дополнительному вовлечению имущества в налоговый оборот в целях увеличения доходов бюджета, продолжается.

www.taxpravo.ru

Портал государственных услуг Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области Колледж Геодезии и Картографии МИИГАиК Московская областная Дума Министерство имущественных отношений Московской области
услуги Росреестра