Планом предусмотрено выявление во взаимодействии с Росреестром, Кадастровой палатой и органами местного самоуправления объектов налогообложения (земельных участков и объектов капитального строительства), не вовлеченных в налоговый оборот, а также проведение мероприятий по уточнению необходимых для исчисления налогов сведений об объектах налогообложения и их правообладателях.
Первая группа – земельные участки, в отношении которых не рассчитана налоговая база (кадастровая стоимость) в связи с недостаточностью их характеристик или их кадастровая стоимость была оспорена в судебном порядке. В Подмосковье таких участков насчитывается 48 тысяч.
Вторая группа включает в себя объекты капитального строительства, права граждан на которые были зарегистрированы в «упрощенном» порядке без проведения технической инвентаризации и определения налоговой базы (инвентаризационной стоимости). Таких объектов в Московской области было выявлено порядка 145 тысяч, из которых в I квартале 2013 года вовлечено в налоговый оборот более 69 тысяч с ожидаемыми дополнительными налоговыми доходами в размере
Третьим значимым резервом служат меры по организации налогового администрирования в отношении земель сельскохозяйственного назначения или зон сельскохозяйственного использования населенных пунктов и предназначенных для сельскохозяйственного производства с учетом сведений о фактическом состоянии этих земель (основанных на данных о привлечении к административной ответственности лиц, не использующих земельные участки по целевому назначению), полученных от органов Росреестра, Россельхознадзора, а также от служб муниципального земельного контроля. В настоящее время в Подмосковье из сельхозземель, принадлежащих организациям и физическим лицам, не используется по целевому назначению более 200 тысяч гектаров.
Четвертый резерв кроется в привлечении к налогообложению фактически используемых жилых домов в загородных поселках, права на которые гражданами длительное время не регистрируются. А также участков, занятых многоквартирными домами, права на которые у собственников квартир возникают с момента формирования и постановки участков на государственный кадастровый учет.
Пятым резервом является актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, с момента утверждения которых прошло более пяти лет, а также земель иных категорий, кадастровая стоимость которых не соответствует рыночной стоимости на землю.
Эти объекты формально описаны в технической документации как находящиеся в стадии незавершенного строительства, при этом они подключены к коммуникациям и фактически эксплуатируются, имеют инвентаризационную стоимость и зарегистрированное право собственности. А, с другой стороны, в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года
Однако согласно нормам части 5 статьи 1, пункта 15 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года
– Допустим, в доме не прикручена дверная ручка, – поясняет заместитель начальника межрайонной налоговой инспекции ФНС № 22 по Московской области Евгений Рыжов, – и человек обращается в БТИ за проведением технической инвентаризации дома как объекта, находящегося в стадии незавершенного строительства. А в подобном юридическом статусе жилой дом может находиться годами.
На территории, администрируемой налоговой инспекцией № 22, включающей в свой состав Одинцовский муниципальный район, ЗАТО Власиху, городские округа Краснознаменск и Звенигород, был составлен реестр «жилых домов в стадии незавершенного строительства».
Технология выявления подобных объектов выглядит следующим образом: в имеющейся базе данных налоговой инспекции задается такой критерий поиска, как жилой дом, а затем среди выявленного объема домов выделяется уже интересующая группа объектов. После чего анализируется ситуация с каждым домом, попавшим в этот список, для выяснения причины по которой не произошло начисления налогов.
Если выясняется, что у «жилого дома, находящегося в стадии незавершенного строительства», имеется инвентаризационная оценка, права на него зарегистрированы, коммуникации подключены, а сам дом уже длительное время эксплуатируется, инспекцией принимается решение о формировании налоговых обязательств домовладельца. В результате аналитической работы, проведенной сотрудниками налоговой инспекции ФНС № 22 по Московской области, было выявлено 157 объектов незавершенного строительства, на которые начислили 4 645 тысяч рублей налогов.
Органы местного самоуправления сейчас испытывают трудности с отнесением участков к той или иной категории земель, поскольку законодательство сегодня регламентирует исключительно заявительный порядок решения данного вопроса по инициативе самих правообладателей участков (за исключением процедуры отнесения земельных участков к землям населенных пунктов). Собственник участка должен написать заявление, собрать документы и самостоятельно обратиться в администрацию муниципального района или городского округа, и только в этом случае органы местного самоуправления могут отнести участок к той или иной категории.
Определение вида разрешенного использования земли входит в компетенцию органов местного самоуправления поселений и городских округов. И если главы поселений заинтересованы в наполнении своих бюджетов, то их администрации самостоятельно выявляют ранее учтенные земельные участки, в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах на которые отсутствует указание вида разрешенного использования, а затем вносят соответствующие изменения или принимают решения об установлении (уточнении) вида разрешенного использования. В порядке информационного обмена эти сведения направляется в Кадастровую палату, которая учитывает их в ГКН и осуществляет расчет кадастровой стоимости.
Решение вопроса частично регламентировано письмами Минэкономразвития России от 25 февраля 2010 года
Евгений Рыжов видит в подобном регламенте практический смысл, ведь главе поселения, который непосредственно отвечает за разработку градостроительной документации по планированию застройки территории, утверждает правила землепользования и застройки, включающие градостроительное зонирование, взаимодействует с инвесторами, проектировщиками и собственниками участков, намного проще выяснить на месте, какие объекты будут возводиться.
Чтобы налоговая инспекция начислила налоги, жильцам дома необходимо провести формирование участка и кадастровые работы в его отношении и затем постановку участка на кадастровый учет. Орган местного самоуправления должен запланировать в бюджете расходы на эти работы. Согласно статье 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Любое уполномоченное собранием жильцов лицо (не обязательно из числа жильцов дома) вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Организовав формирование участка и его постановку на учет в ГКН, местная администрация направляет в налоговую инспекцию сведения о долях в праве на земельный участок собственников помещений в многоквартирном доме для последующего расчета земельного налога.
В 2012 году Правительством Московской области было принято решение о проведении за счет бюджетных источников массовой инвентаризационной оценки объектов капитального строительства, зарегистрированных в упрощенном порядке.
Так, только в Одинцовском районе в результате массовой инвентаризации была определена стоимость 11 тысяч объектов капитального строительства, что позволяет увеличить сумму налоговых поступлений на 62 миллиона рублей. А всего по Подмосковью было вовлечено в налоговый оборот более 69 тысяч таких объектов.
Но в полной мере реализовать свои функции и полномочия, заложенные в законе о местном самоуправлении, муниципалитеты смогут, только когда, овладев современными геоинформационными технологиями и организовав эффективное взаимодействие с Росреестром и УФНС России, освоят налоговый потенциал своих территорий.
Сначала 2013 года дополнительно к налогообложению привлечено более 8,5 тысячи земельных участков. Это земли, в отношении которых ранее не рассчитывалась кадастровая стоимость (налоговая база) по причине отсутствия сведений о категории земель и (или) разрешенном использовании, земли в составе общего имущества многоквартирных домов, земельные участки, ограниченные в обороте и предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, земельные участки, уточненые сведения о которых получены от организаций Росреестра по запросам налоговых инспекций. Планируемая сумма дополнительных налоговых поступлений по таким объектам составляет
В налоговый оборот дополнительно вовлечено
В рамках реализации Соглашения о взаимодействии между Управлением ФНС России по Московской области, Управлением Росреестра по Московской области, Управлением Россельхознадзора по городу Москве, Московской и Тульской областям от 7 июля 2011 года
Кроме того, в связи со вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 29 ноября 2012 года
Работа по дополнительному вовлечению имущества в налоговый оборот в целях увеличения доходов бюджета, продолжается.
www.taxpravo.ru