Информационно-аналитический журнал о землеустройстве, геодезии, картографии и навигации «Земельный Вестник Московской области»
Рейтинг эффективности подразделений Росреестра
Ведомственный рейтинг территориальных органов Росреестра является неотъемлемой частью комплекса мер по улучшению качества обслуживания граждан и повышения эффективности предоставления государственных услуг
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» перед Правительством РФ поставлена в том числе задача по разработке и последующему применению механизмов оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и использованию результатов такой оценки при принятии решений о результативности исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей.

В этой связи наличие ведомственной системы оценки эффективности деятельности территориальных управлений Росреестра и филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра» приобретает для службы особую актуальность.

Окончательный вариант системы внутреннего мониторинга был принят в августе 2011 года и утвержден Приказом Росреестра от 8 сентября 2011 года № 338. На сегодняшний день система мониторинга Росреестра представляет собой систематическую процедуру сбора и расчета порядка 100 различных показателей, характеризующих эффективность и результативность деятельности территориальных органов Росреестра и филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъектам Российской Федерации. Основной упор сделан на мониторинг наиболее массовых государственных услуг Росреестра:
  • государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (для кадастровых палат – в части полномочий по приему и выдаче документов);

  • предоставление сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним;

  • государственный кадастровый учет недвижимого имущества;

  • предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Территориальные органы Росреестра и филиалы Кадастровой палаты (а также их территориальные отделы) до 10 числа каждого месяца, следующего за отчетным, предоставляют сведения (показатели), указанные в Приказе, путем их размещения в базе данных автоматизированной подсистемы мониторинга оказания государственных услуг (ПС МОГУ).
Методология
С реальными результатами деятельности системы мониторинга Росреестра можно познакомиться уже сегодня – это рейтинг территориальных управлений Росреестра и филиалов Кадастровой палаты за 2012 год. Целевые ориентиры деятельности Росреестра определяются Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601, Дорожной картой Росреестра, Приоритетным проектом Минэкономразвития, отдельными планами территориальных управлений Росреестра и филиалов Кадастровой палаты, госзаданием Кадастровой палаты. Стандарты и нормативы деятельности по оказанию услуг закреплены в административных регламентах.

Исходя из этих критериев, в методологии для формирования рейтинга территориальных управлений Росреестра были определены 23 базовых оценочных показателя, а для филиалов Кадастровой палаты – 27 показателей.

В общем виде методология рейтингования заключается в следующем:
  • Присвоение каждому из оцениваемых показателей балльной оценки (от 1 до 4). Чем лучше значение показателя подразделения в отчетном периоде, тем выше балльная оценка. Правила присвоения оценок определяются методологией анализа отклонений.

  • Корректировка балльных оценок на соответствующие каждому показателю коэффициенты важности. Данные коэффициенты определяют важность и актуальность оцениваемого параметра в деятельности Росреестра.

  • Система коэффициентов важности в том числе является инструментом оперативного реагирования на изменение акцентов в приоритетах деятельности Росреестра или государственного управления в целом.

  • Расчет сводной оценки деятельности.

  • Формирование рейтинга. Место подразделений в рейтинге определяется величиной отклонения сводной оценки его деятельности от максимально возможной оценки.
Вместе с тем в ходе разработки методологии рейтингования был заложен принцип ее гибкости и адаптивности как к внешним изменениям, так и к внутренним процессам, обусловленным оптимизацией деятельности Росреестра.
Проблемы
С учетом широкого распространения и использования результатов системы мониторинга остро встает вопрос качества данных, которые содержатся в АИС МОГУ и поступают туда на ежемесячной основе. Сложности, которые возникают при организации и проведении мониторинга, заключаются в следующем:
  • использовании различных источников для определения аналогичных показателей;

  • региональных различиях в интерпретации методик определения одних и тех же показателей;

  • малом количестве установленных контрольных соотношений для показателей (целевые показатели, критичные отклонения, соотношения между показателями);

  • высоком количестве показателей ручного сбора.
Есть существенная проблема, связанная с поведением сотрудников, чья деятельность подлежит мониторингу, – это процесс сознательного изменения отдельных показателей в свою пользу. Любая система мониторинга рано или поздно с этим сталкивается, и здесь необходимо учитывать два аспекта:
  • манипулирование индикаторами исполнения плана – к примеру, измерение времени ожидания в очереди исключительно в наименее загруженные часы;

  • фальсификация данных, что является в принципе недопустимым, и при обнаружении подобных фактов, конечно, нужны серьезные меры дисциплинарного воздействия.
Современные системы мониторинга должны обладать всеми инструментами, позволяющими выявлять подобные случаи. И эти инструменты есть, они давно используются (к примеру) в банковской сфере (при выявлении случаев мошенничества) и позволяют делать это автоматически, путем статистического многомерного анализа всего массива данных.
Направление развития
Основными направлениями совершенствования системы мониторинга на ближайшую перспективу являются:
  • развитие методик определения показателей и приведение их к единым стандартам;

  • формирование и утверждение нормативных значений показателей мониторинга;

  • разработка и ввод процедур контроля качества и достоверности данных на федеральном и региональных уровнях;

  • разработка и ввод процедуры верификации данных мониторинга;

  • использование показателей мониторинга – как показателей качества работы руководителей территориальных органов Росреестра при формировании предложений по назначению кандидатов на должность;

  • дальнейшее вовлечение в процедуру мониторинга руководителей территориальных органов Росреестра и директоров филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра», а также повышение степени ответственности за полноту, достоверность и актуальность предоставляемых данных;

  • увеличение доли автоматически загружаемых данных из учетных систем, в том числе – из автоматизированной системы управления очередью (АСВЗ), с портала электронных услуг Росреестра и из сервиса предварительной записи;

  • формирование единого информационного пространства статистических показателей Росреестра;

  • интеграция базы данных системы с витринами Федерального информационного ресурса (ФИР);

  • использование в системе данных общественного мониторинга деятельности (данные СМС-опросов, получаемые посредством коллцентра Росреестра в рамках Постановления Правительства РФ от 12 декабря 2012 года № 1284).
В ходе обсуждений в рамках работы Общественного и Научно-консультативного советов сложилось единое понимание и выработан общий подход к организации системы мониторинга Росреестра. Такой мониторинг должен строиться на основе двух взаимоувязанных подсистем. Совершенная (законченная) система мониторинга качества и доступности услуг включает в себя ведомственный и общественный мониторинг одновременно. Они должны взаимодополнять друг друга и влиять на формирование окончательной оценки.

Ведомственный рейтинг Росреестра является неотъемлемой частью комплекса мер по улучшению качества обслуживания граждан, повышения эффективности предоставления государственных услуг, совершенствования взаимодействия с региональной и местной властью.
Денис Васильев, заместитель руководителя Росреестра

Регионы в рейтинге услуг Росреестра

По качеству услуг, оказываемых гражданам территориальными органами Росреестра, Москва оказалась лишь на 50-м месте, Московская область заняла 51-е место, разделив его с Мордовией, а Санкт-Петербург – на последней позиции среди российских регионов, говорится в рейтинге эффективности работы, составленном ведомством.

При расчете рейтинга оценивались в том числе объемы и способы предоставления услуг, наличие жалоб и судебных исков от граждан, соблюдение стандартов оказания услуг, производительность сотрудников территориальных отделений.

Согласно исследованию, наиболее эффективно оказывают услуги органы Росреестра в Челябинской, Калининградской, Самарской и Белгородской областях, а также в Республике Алтай.

РИА Новости

Портал государственных услуг Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области Колледж Геодезии и Картографии МИИГАиК Московская областная Дума Министерство имущественных отношений Московской области
услуги Росреестра