Выгодный сервитут
Районный суд подтвердил право собственника взимать плату за пользование дорогой, проходящей по его земле
Усадовых товариществ появился способ заработать на содержание дорог. В Тульской области суд вынес решение, которое может стать прецедентом в масштабе страны. Заокский районный суд фактически подтвердил право собственника взимать плату за пользование дорогой, проходящей по его земле.
Многочисленные садовые товарищества и дачные кооперативы часто располагаются вплотную друг к другу и имеют одну вроде бы общую дорогу. Это рождает споры: кто именно должен платить за ремонт того или иного участка пути. Только товарищество, по которому проходит этот отрезок дороги, или также и соседние СНТ? Ведь дорогой же пользуютсявсе. Интернет-издание «Маркер» пишет о судебном разбирательстве по этому поводу, правда на индивидуальном уровне.
С иском обратился владелец 8 соток Сергей Холмогоров. Он пожаловался на свою соседку - индивидуального предпринимателя Светлану Андрееву, которой принадлежат сразу 55 гектаров земли. По этому огромному участку проходит дорога, которой ранее пользовался Холмогоров. Андреева слегка отремонтировала этот путь, перегородила его шлагбаумом и предложила всем желающим вступить в садовое некоммерческое партнерство для пользования дорогой. Но не бесплатно - разовый вступительный взнос в партнерство Андреева установила на уровне 140 тысяч рублей. Суд рассмотрела этот вопрос и отказал Холмогорову. Эксперты указывают, что владелец участка не вправе ограничивать свободу передвижения соседей, поскольку это противоречит Гражданскому кодексу.
В Гражданском кодексе говорится о сервитуте, который дает право ограниченного пользования чужим земельным участком. Гражданин вправе требовать от владельца участка предоставления проезда или прохода, а так же места для прокладки трубопровода или линии электропередачи, если нет других вариантов доступа и прохода. Однако тот же Гражданский кодекс указывает, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать «соразмерную плату» за пользование его участком. Так что Андреева, требующая от соседей по 140 тысяч рублей за пользование дорогой, закон не нарушила, считает руководитель компании «Земельных дел контора» Илья Свиридов. «Если по землям, которые принадлежали этой женщине, - продолжает он, - проложили дорогу к участку этого конкретного человека, то она имеет законное право взимать плату за пользование своей территорией. Это договорной вопрос. Стороны должны прийти к согласию. Если согласия нет, то последует судебное разбирательство.
Правда, в этом конкретном случае неясно, каким образом Андреева стала владельцем дороги. Если путь был проложен до получения права собственности, то кто дал право его приватизировать? Если дорогу построила сама Андреева, то непонятно, на каком основании администрация разрешила изменить категорию разрешенного использования земельного участка для размещения дороги», - отмечает генеральный директор компании «Гео Девелопмент» Максим Лещёв.
В этом деле есть еще одна интересная деталь. На момент разбирательства дела в суде Андреева открыла шлагбаум. То есть формально она никому не мешала проезжать по ее участку. После судебного решения шлагбаум был опущен. Тем самым Андреева показала многим СНТ, в собственности которых есть проселочные дороги, каким образом можно заставить соседей выделять деньги на ремонт общего пути.
Многочисленные садовые товарищества и дачные кооперативы часто располагаются вплотную друг к другу и имеют одну вроде бы общую дорогу. Это рождает споры: кто именно должен платить за ремонт того или иного участка пути. Только товарищество, по которому проходит этот отрезок дороги, или также и соседние СНТ? Ведь дорогой же пользуются
С иском обратился владелец 8 соток Сергей Холмогоров. Он пожаловался на свою соседку - индивидуального предпринимателя Светлану Андрееву, которой принадлежат сразу 55 гектаров земли. По этому огромному участку проходит дорога, которой ранее пользовался Холмогоров. Андреева слегка отремонтировала этот путь, перегородила его шлагбаумом и предложила всем желающим вступить в садовое некоммерческое партнерство для пользования дорогой. Но не бесплатно - разовый вступительный взнос в партнерство Андреева установила на уровне 140 тысяч рублей. Суд рассмотрела этот вопрос и отказал Холмогорову. Эксперты указывают, что владелец участка не вправе ограничивать свободу передвижения соседей, поскольку это противоречит Гражданскому кодексу.
В Гражданском кодексе говорится о сервитуте, который дает право ограниченного пользования чужим земельным участком. Гражданин вправе требовать от владельца участка предоставления проезда или прохода, а так же места для прокладки трубопровода или линии электропередачи, если нет других вариантов доступа и прохода. Однако тот же Гражданский кодекс указывает, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать «соразмерную плату» за пользование его участком. Так что Андреева, требующая от соседей по 140 тысяч рублей за пользование дорогой, закон не нарушила, считает руководитель компании «Земельных дел контора» Илья Свиридов. «Если по землям, которые принадлежали этой женщине, - продолжает он, - проложили дорогу к участку этого конкретного человека, то она имеет законное право взимать плату за пользование своей территорией. Это договорной вопрос. Стороны должны прийти к согласию. Если согласия нет, то последует судебное разбирательство.
Правда, в этом конкретном случае неясно, каким образом Андреева стала владельцем дороги. Если путь был проложен до получения права собственности, то кто дал право его приватизировать? Если дорогу построила сама Андреева, то непонятно, на каком основании администрация разрешила изменить категорию разрешенного использования земельного участка для размещения дороги», - отмечает генеральный директор компании «Гео Девелопмент» Максим Лещёв.
В этом деле есть еще одна интересная деталь. На момент разбирательства дела в суде Андреева открыла шлагбаум. То есть формально она никому не мешала проезжать по ее участку. После судебного решения шлагбаум был опущен. Тем самым Андреева показала многим СНТ, в собственности которых есть проселочные дороги, каким образом можно заставить соседей выделять деньги на ремонт общего пути.
Борис Бейлин, радиостанция «Вести ФМ», передача от 21 августа 2012 года