Геодезисты на взлетной полосе
Вапреле 2012 года конкурс на проведение геологических и геодезических изысканий на территории военного аэродрома Чкаловский в Калининградской области, организованный Спецстроем России под эгидой Министерства обороны, выиграла геодезическая компания «Картгеобюро».
Уникальность этого объекта заключается в том, что он строился немцами еще в довоенный период. С того времени сохранились действующая дренажная система и часть объектов аэродромного комплекса. За прошедшие десятилетия инфраструктура сильно износилась и требовала срочной модернизации. Для того чтобы спроектировать все сопутствующие объекты - радиорелейные станции, основные корпуса, взлетно-посадочные полосы, терминалы, - необходимо было произвести инженерно-геодезические изыскания и инвентаризацию коммуникаций на всей территории Чкаловского аэродрома, площадь которого превышает 2 тысячи квадратных километров.
В компании «Картгеобюро» рассматривают модернизацию аэродромных комплексов как перспективное направление, поэтому имеют отлаженный алгоритм действий на подобных объектах. Работы над проектом проводились с мая по сентябрь 2012 года силами экспедиции в составе 15-20 человек. Сложность инженерно-геодезических изысканий на территории аэродрома Чкаловский заключалась в том, что для проектирования дренажной системы необходимо было с высокой точностью определить высотные отметки взлетно-посадочной полосы. При этом специалисты «Картгеобюро» использовали высокоточное оборудование Trimble и Leica Geosystems.
На первом этапе (в составе работ по инженерным изысканиям) проводилась инвентаризация подземных коммуникаций, которых за годы эксплуатации комплекса аэродрома было проложено великое множество: паропроводы, теплопроводы, телефонные и электрические кабели, газовые и водопроводные трубы - всего 15 видов, а схемы их расположения в большинстве своем не сохранились. На плане следовало отразить их точное местоположение и глубину заложения, их характеристики, чтобы в дальнейшем при проведении работ по проектированию можно было это учесть.
Был составлен инженерно-топографический план, а параллельно ему шло согласование и нанесение на схему имеющихся подземных коммуникаций. Часть дренажных систем сохранилась еще с довоенных времен, и задача специалистов компании «Картгеобюро» состояла в их обнаружении. Этот этап включал в себя работу с архивными материалами. В дальнейшем схема с нанесенными на нее коммуникациями и указанием глубины их залегания позволила специалистам разобраться, как и по какой технологии эта система работает, а также определить возможности ее использования.
После проработки архивов было проведено зондирование всей территории аэропорта трассопоисковым оборудованием компаний Ridgid и Radiodetection на предмет обнаружения фона, который создают импульсные колебания в имеющих электричество высокого или низкого напряжения коммуникациях. В тех местах, где были зарегистрированы колебания, производилось шурфление для определения вида коммуникаций и их состояния. Всего было обследовано около 1000 колодцев с коммуникациями. Вся полученная информация наносилась на схему и в дальнейшем согласовывалась с эксплуатирующими организациями.
Параллельно с инженерными изысканиями сотрудниками компании производились геологические работы в местах предполагаемого строительства и проектирования. В зависимости от особенностей этих объектов, материала и конструкций фундаментов делались соответствующие скважины и брались наборы проб. Было произведено бурение дежурных скважин с дискретностью сто на сто или двести на двести метров для понимания общей геологической ситуации на территории аэродрома.
После завершения всех согласований результаты полевых работ были переданы в отдел камеральной обработки компании «Картгеобюро» для отрисовки планов в прикладных программах (AutoCAD или GeoniCS) с вычерчиванием коммуникаций в соответствии с принятыми на федеральном уровне стандартами. Для первичной отрисовки и произведения окончательных расчетов в компании пользуются программой CREDO компании«Кредо-Диалог». Эта программа удобна тем, что позволяет в дальнейшем экспортировать полученные данные в AutoCAD.
После завершения проверки чертежи вместе с техническим отчетом в бумажном и электронном виде поступили к заказчику работ, который направил их на экспертизу. Проверке подлежала методология проведения работ по направлениям: геология, геодезия, экология, а также соответствие лицензийкомпании-исполнителя выполненным работам. В заключении проверяющей организации говорится, что работы выполнены в соответствии с нормативной документацией, строительными нормами и правилами.
Руководствуясь отчетом, содержащим детальную информацию о местоположении подземных и наземных коммуникаций, заказчик теперь может рассчитать точное место расположения, габариты и прочие характеристики объектов для дальнейшего проектирования и строительства (реконструкции).
Предоставлено ЗАО «Картгеобюро»
Инженерно-топографический план
Предоставлено ЗАО «Картгеобюро»
Определение высотных отметок взлетно-посадочной полосы
На первом этапе (в составе работ по инженерным изысканиям) проводилась инвентаризация подземных коммуникаций, которых за годы эксплуатации комплекса аэродрома было проложено великое множество: паропроводы, теплопроводы, телефонные и электрические кабели, газовые и водопроводные трубы - всего 15 видов, а схемы их расположения в большинстве своем не сохранились. На плане следовало отразить их точное местоположение и глубину заложения, их характеристики, чтобы в дальнейшем при проведении работ по проектированию можно было это учесть.
Предоставлено ЗАО «Картгеобюро»
Бурение скважины
После проработки архивов было проведено зондирование всей территории аэропорта трассопоисковым оборудованием компаний Ridgid и Radiodetection на предмет обнаружения фона, который создают импульсные колебания в имеющих электричество высокого или низкого напряжения коммуникациях. В тех местах, где были зарегистрированы колебания, производилось шурфление для определения вида коммуникаций и их состояния. Всего было обследовано около 1000 колодцев с коммуникациями. Вся полученная информация наносилась на схему и в дальнейшем согласовывалась с эксплуатирующими организациями.
Предоставлено ЗАО «Картгеобюро»
Инженерно-топографический план с нанесенными коммуникациями
После завершения всех согласований результаты полевых работ были переданы в отдел камеральной обработки компании «Картгеобюро» для отрисовки планов в прикладных программах (AutoCAD или GeoniCS) с вычерчиванием коммуникаций в соответствии с принятыми на федеральном уровне стандартами. Для первичной отрисовки и произведения окончательных расчетов в компании пользуются программой CREDO компании
После завершения проверки чертежи вместе с техническим отчетом в бумажном и электронном виде поступили к заказчику работ, который направил их на экспертизу. Проверке подлежала методология проведения работ по направлениям: геология, геодезия, экология, а также соответствие лицензий
Руководствуясь отчетом, содержащим детальную информацию о местоположении подземных и наземных коммуникаций, заказчик теперь может рассчитать точное место расположения, габариты и прочие характеристики объектов для дальнейшего проектирования и строительства (реконструкции).
Леонид Богатырев, главный геодезист (руководитель геодезических работ) компании «Картгеобюро»
Аэропорты поизносились
Инфраструктура значительной части аэропортовских комплексов находится в изношенном состоянии. 143 ВПП (70 %) с искусственными покрытиями построены более 20 лет назад, и только на 34 из них (24 %) за последние 10 лет проводилась реконструкция полосы. Необходимы срочная реконструкция 25 ВПП (12 %) с искусственными покрытиями и капитальный ремонт 23 ВПП (18 %) с грунтовым покрытием.