Информационно-аналитический журнал о землеустройстве, геодезии, картографии и навигации «Земельный Вестник Московской области»
Как узаконить спасание утопающих
Отсутствие четких и прозрачных механизмов предоставления земельных участков под размещение водно-спасательных постов (станций) делает массовый отдых населения у водных объектов общего пользования занятием рискованным
Не каждая семья, проживающая в Москве или области с общим населением 19 миллионов человек, может позволить себе отдых за границей или на берегу Черного моря. Вместе с тем в непосредственной близости, часто в шаговой доступности, в лесных массивах у водных объектов общего пользования имеются места с большим рекреационным потенциалом для массового отдыха населения.

Во многих случаях места массового отдыха населения сложились стихийно, на некоторых не созданы условия для безопасного и комфортного отдыха, сфера услуг в области рекреации и водного туризма не развита, не проводятся работы по улучшению качества воды. Из-за отсутствия водноспасательных постов (станций) купание людей сопряжено с большим риском.

Как правило, из существующих водно-спасательных постов (станций) ни один не имеет правовых документов на аренду используемых ими земельных участков. Спасая людей от несчастных случаев, оказывая первую медицинскую помощь пострадавшим водно-спасательные посты (станции) размещаются на земельных участках «незаконно», и к ним могут предъявляться и предъявляются санкции за незаконное занятие земель.

Из-за избыточно усложненных процедур предоставления в аренду лесных участков в береговой полосе водных объектов общего пользования на землях гослесфонда для размещения водно-спасательных постов (станций) ни один договор аренды под указанные цели в Московской области не оформлен.

В данной статье изложены существующие процедуры предоставления земель во временное пользование или аренду и предложения по их упрощению.

В поручении Президента Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № Пр-447, адресованном руководителям высших исполнительных органов государственной власти, МЧС и Всероссийского общества спасания на водах, была поставлена задача разработать в срок до 1 июня 2012 года региональные программы по созданию общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения и обучению населения, прежде всего детей, плаванию и приемам спасания на воде.

В соответствии с пунктом 3.2 статьи 22 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию следующим образом:

1) Без предварительного согласования мест размещения объектов путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) или предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов на основании заявления юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельных участков, при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков и в случае, если имеется только одна заявка.

2) С предварительным согласованием мест размещения объектов путем выбора земельных участков и принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов.

В первом случае для предоставления земельных участков с проведением торгов или без проведения торгов необходимо предварительно провести работы по формированию земельного участка (проведение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков).

Предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется через выбор земельных участков, который обеспечивает орган местного самоуправления по заявлению юридического лица (фактически это делается за счет заявителя).

Намного сложнее с предоставлением земельных участков для размещения водно-спасательных постов (станций) на землях государственного лесного фонда.

Лесным кодексом РФ в соответствии со статьей 71 допускается строительство и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда для следующих целей:

1) осуществления рекреационной деятельности;

2) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов. Об этом же указывается в статье 25 Лесного кодекса РФ.

В первом случае лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, предоставляются в аренду на срок от десяти до сорока девяти лет по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, во втором случае лесные участки предоставляются в аренду на срок от одного года до сорока девяти лет без проведения аукциона, с составлением плана лесных участков вместо кадастрового паспорта, что намного проще.

Рослесхоз признает возможность предоставления лесных участков для размещения водно-спасательных постов (станций) только для осуществления рекреационной деятельности с проведением аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков.

Еще одна проблема заключается в том, что в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничеств и лесопарков места массового отдыха населения у водных объектов общего пользования очень часто не отнесены к такому виду разрешенного использования, как осуществление рекреационной деятельности, и на таких местах в соответствии с утвержденным лесохозяйственным регламентом запрещено осуществление рекреационной деятельности и, следовательно, размещение водно-спасательных постов (станций) и пунктов (статьи 24 и 87 Лесного кодекса РФ). Во многих случаях потребуется внесение изменений в лесохозяйственные регламенты, утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Рослесхозом или органом государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с Лесным кодексом РФ и Земельным кодексом РФ есть возможность предоставления лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное срочное пользование на срок не более чем один год государственным или муниципальным учреждениям для размещения водно-спасательных постов (станций) (статьи 20 и 24 Земельного кодекса РФ и статьи 9, 41 и 71 Лесного кодекса РФ, что значительно упрощает и ускоряет процесс законодательного оформления права на размещение водно-спасательных постов (станций).

При этом в случае предоставления лесных участков в безвозмездное срочное пользование государственным и муниципальным учреждениями на срок не более чем один год для размещения водно-спасательных постов (станций) не требуется проведение кадастрового учета лесных участков и государственной регистрации права аренды (статьи 607, 609 и 689 Гражданского кодекса РФ).

Таблица 1

Предоставление земельных участков для строительства и эксплуатации зданий и сооружений водно-спасательных постов (станции) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием мест размещения объектов

123456
Заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов с указанием назначения объектов, предлагаемого места их размещения, обоснования примерного размера земельных участков, испрашиваемого права на земельный участок (в аренду). К заявлению прилагаются необходимые расчеты.Орган местного самоуправления по заявлению юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельных участков посредством определения вариантов размещения объектов и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков.

Результаты выборов земельных участков оформляются актом о выборе земельных участков для строительства с приложением схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объектов, утверждающее акт о выборе земельных участков и выдают заявителю копию решения о предварительном согласовании места размещения объектов с приложением схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Решение о предварительном согласовании места размещения объектов является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельных участков для строительства и действует в течение трех лет.Проведение кадастровых работ по установлению границ земельных участков и осуществление их государственного кадастрового учета по заявке юридических лиц и за их счет на основании решения о предварительном согласовании места размещения объектов.Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельных участков для строительства и приложенных к нему кадастровых паспортов земельных участков в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.Проведение государственной регистрации прав на земельные участки.

Таблица 2

Предоставление лесных участков из земель лесного фонда в аренду юридическим лицам для строительства и эксплуатации зданий и сооружений водно-спасательных постов (станций)

12345
Подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, утвержденным органом государственной власти субъекта РФ на срок до десяти лет, в котором определен вид разрешенного использования (осуществление рекреационной деятельности), и документированной информацией о лесах, об их использовании, охране, защите, содержащийся в государственном лесном реестре.Проведение кадастрового государственного учета лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.Проведение аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на срок от десяти до сорока девяти лет.Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона по продаже права на заключение таких договоров.Проведение государственной регистрации прав на лесные участки.

Таблица 3

Предоставление лесных участков из земель лесного фонда в аренду юридическим лицам для строительства и эксплуатации зданий и сооружений водно-спасательных постов (станций)

1234
Подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка и документированной информацией о лесах, содержащейся в государственном лесном реестре.Составление планов лесных участков с присвоением им условных номеров вместо составления кадастровых паспортов.Заключение договоров аренды лесных участков без проведения аукциона, с минимальным размером арендной платы при использовании лесных участков без участия лесных ресурсов на срок от одного года до сорока девяти лет, в соответствии со статьей 74 пункт 3 и статьей 73 пункт 3 Лесного кодекса РФ.Проведение государственной регистрации прав на лесные участки.

Таблица 4

Предоставление лесных участков из земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениями для строительства и эксплуатации зданий и сооружений водно-спасательных постов (станций) (статья 9 и статья 71 пункты 1 и 4 Лесного кодекса РФ, статья 20 пункт 1 Земельного кодекса РФ)

1234
Подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка и документированной информацией о лесах, содержащейся в государственном лесном реестре.Проведение государственного кадастрового учета лесных участков.Предоставление органом государственной власти субъекта РФ в области лесных отношений лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование.Проведение государственной регистрации прав на лесные участки.

Таблица 5

Предоставление лесных участков из земель лесного фонда в безвозмездное срочное пользование государственным и муниципальным учреждениям на срок не более чем один год для строительства и эксплуатации зданий и сооружений водно-спасательных постов (станций) (статья 9 и статья 71 пункты 1 и 4 Лесного кодекса РФ, статья 24 пункт 1.1 Земельного кодекса РФ)

123
Подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка и документированной информацией о лесах, содержащейся в государственном лесном реестре.Составление планов лесных участков с присвоением им условных номеров вместо составления кадастровых паспортов.Предоставление исполнительными органами государственной власти (органом государственной власти субъекта РФ в области лесных отношений) или органами местного самоуправления лесных участков в безвозмездное срочное пользование на срок не более чем на один год.

В заключение можно сказать, что действующее законодательство позволяет с разной степенью сложности оформлять право на размещение водно-спасательных постов (станций) у водных объектов в местах массового отдыха населения.

Для упрощения, ускорения и удешевления процедур предоставления в аренду для этих целей лесных участков и реального выполнения поручения Президента Российской Федерации необходимо внести поправки в три статьи Лесного кодекса РФ: пункт 1 статьи 21 и пункт 1 статьи 25 дополнить новым абзацем «размещения (строительство временных зданий и сооружений) водно-спасательных постов (станций) у водных объектов общего пользования в местах массового отдыха населения» и статью 44 дополнить словами «размещения водно-спасательных постов (станций) у водных объектов общего пользования в местах массового отдыха населения».

Необходимо обратиться в Рослесхоз за содействием в разрешении законодательных и организационных проблем, связанных с предоставлением лесных участков для размещения водно-спасательных постов (станций) в местах массового и доступного отдыха населения у водных объектов общего пользования, обеспечения прав граждан на свободное и бесплатное пребывание в лесах (статья 11 Лесного кодекса РФ), на доступ к водным объектам общего пользования и бесплатное использование их для личных нужд, в том числе купания, на пользование береговой полосой водных объектов общего пользования для пребывания около них (статьи 6 и 11 Водного кодекса РФ) в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, определенными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и правилами использования водных объектов для личных нужд граждан, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Валерий Алакоз, президент Российской ассоциации частных землемеров, действительный государственный советник Российской Федерации
Портал государственных услуг Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области Колледж Геодезии и Картографии МИИГАиК Московская областная Дума Министерство имущественных отношений Московской области
услуги Росреестра