Налоговый рычаг Подмосковья
Об особенностях администрирования земельных и имущественных налогов в Подмосковье рассказывают заместитель руководителя УФНС по Московской области Вячеслав Морозов и начальник отдела имущественных налогов УФНС по Московской области Алексей Лащёнов
- В сентябре текущего года налоговые органы Московской области завершили кампанию по направлению гражданам налоговых уведомлений для уплаты имущественных налогов за 2011 год. Каков прогноз поступлений по земельному налогу и налогам на имущество физических лиц в консолидированный бюджет Московской области?
- По итогам мероприятий, проведенных налоговыми органами Московской области по расчету налоговых обязательств граждан в отношении указанной группы налогов, сформирован следующий прогноз налоговых поступлений в консолидированный бюджет Подмосковья:
Напомним, в прошлом году в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ были перенесены и максимально сближены сроки уплаты имущественных налогов физическими лицами за 2011 год, что позволило обеспечить формирование в 2012 году единых налоговых уведомлений для уплаты гражданами сразу всех имущественных налогов (земельного налога, налога на имущество физических лиц и транспортного налога).
Всего налоговыми органами Московской области сформировано и обеспечено централизованное направление налогоплательщикам 4,3 миллиона налоговых уведомлений.
- Каковы основные изменения в процессе налогового администрирования по имущественным налогам по сравнению с 2011 годом? В чем содержание механизма «обратной связи» с налогоплательщиками, внедренного налоговыми органами Московской области в текущем году?
- Основные изменения в процессе налогового администрирования по имущественным налогам касаются следующих вопросов:
1) Направление единого налогового уведомления.
В текущем году формирование налогового уведомления производится в зависимости от наличия у гражданина объектов налогообложения по нескольким налогам, подлежащим уплате. Новая форма налогового уведомления, утвержденная приказом ФНС России от 05 октября 2010 года№ ММВ-7-11/479@, позволяет в одном уведомлении отразить все обязательства налогоплательщика по указанным выше налогам, а не направлять, как было ранее, по каждому налогу отдельное уведомление. Данная мера позволила налоговым органам Московской области сэкономить на рассылке налоговых уведомлений минимум 52 миллиона рублей по сравнению с 2010 годом.
Однако из каждого муниципального образования по месту нахождения объекта налогообложения должно прийти налоговое уведомление отдельно, если такие муниципальные образования администрируются разными налоговыми инспекциями. Например, если земельный участок находится в Истринском районе, а квартира - в Одинцово, вы должны получить два уведомления, соответственно из ИФНС по городу Истра и МРИ № 22;
2) Сроки уплаты налогов.
На основании новой редакции пункта 9 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», действующей с 1 января 2011 года, налог за 2011 год физические лица должны будут уплатить на основании налоговых уведомлений не позднее 1 ноября 2012 года.
Что касается сроков уплаты земельного налога, на основании статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, срок уплаты устанавливается муниципальными правовыми актами в отношении земель на соответствующей территории (в Московской области, как правило, муниципалитетами установлен срок уплаты налога - не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, т. е. срок уплаты налога за 2011 год - не позднее 1 ноября 2012 года).
Рассылка налоговых уведомлений и платежных документов производилась налоговыми органами не менее чем за 30 дней до наступления срока платежа по налогу. Поэтому, получив налоговое уведомление, мы рекомендуем не откладывать уплату налогов и исполнить вашу обязанность по их уплате, предусмотренную статьей 57 Конституции Российской Федерации, до наступления предельных сроков налоговых платежей.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом обязанности по уплате налога налоговый орган после выставления требования об уплате налоговых платежей обращается в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного лица и о привлечении его к налоговой ответственности.
3) Реализация принципа «обратной связи с налогоплательщиками».
В этом году впервые с каждым налоговым уведомлением налогоплательщики получили форму заявления в налоговый орган о некорректной информации, содержащейся в уведомлении. В заявлении предусмотрено три раздела: «Объект налогообложения, сведения о котором содержатся в налоговом уведомлении, не принадлежит мне на праве собственности, владения, пользования»; «В налоговом уведомлении отсутствуют сведения об объектах налогообложения»; «В налоговом уведомлении приведены иные некорректные данные».
Налогоплательщик может направить заявление в налоговые органы любым способом:через интернет-сайт УФНС (сервис «Интерактивная приемная по имущественным налогам») или интернет-сайт ФНС России (сервис «Обратиться в ФНС»); почтовым сообщением; через специализированный ящик-накопитель для корреспонденции в любой налоговой инспекции.
Налоговые органы, получая заявления, рассматривают их в общем порядке. В первую очередь уточняется информация по базе данных налоговых органов. В случае, если произошла техническая ошибка, она исправляется, о чем сообщается налогоплательщику. Если ошибка повлияла на сумму налога, налоговые органы делают перерасчет и направляют новое налоговое уведомление в адрес налогоплательщика.
С мая текущего года УФНС России по Московской области проводилисьинформационно-просветительские акции «Выездные приемы садоводов Подмосковья» (совместно с Управлением Росреестра по Московской области, филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области, ГУП МО «МОБТИ»), и «Выездной патруль-2012» (совместно с органами гостехнадзора Минсельхоза Московской области). Целью выездных приемов было помочь налогоплательщикам в оформлении документов для уточнения налоговых обязательств, получении консультаций, подаче заявлений о выполнении кадастровых процедур, регистрации прав на недвижимое имущество, регистрационноучетных действиях в отношении самоходных транспортных средств без посещения офисов налоговой службы и регистрирующих органов. В настоящее время в акциях приняло участие более 79 садоводческих, огороднических и дачных объединений. Результаты акций постоянно освещаются на официальном интернет-сайте УФНС.
В рамках реализации принципов клиентоориентированного взаимодействия с налогоплательщиками УФНС был внедрен новыйинтернет-сервис «Интерактивная приемная по вопросам налогообложения имущества физических лиц». Обращение в УФНС, направленное через «Интерактивную приемную...», не требует представления налогоплательщиками каких-либо документов и непосредственного посещения офиса налогового органа.
- Какие мероприятия проводятся в Московской области для дополнительного привлечения к налогообложению тех объектов недвижимости, на которые раньше налоги не исчислялись?
- С учетом предложений УФНС России по Московской области 21 августа 2012 годавице-губернатором - Председателем Правительства Московской области был утвержден План мероприятий по мобилизации доходов консолидированного бюджета Московской области на 2012-2015 годы, предусматривающий меры по массовому привлечению к налогообложению:
- Каковы основные причины роста величины земельного налога и налогов на имущество физических лиц в Московской области за 2011 год?
- Налоговым законодательством предусмотрено определение размера имущественных налогов в зависимости от налоговых ставок и величины налоговой базы.
Ставки земельного налога и налогов на имущество физических лиц в пределах, предусмотренных нормами статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года№ 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налоговая база представляет собой стоимостную характеристику объекта налогообложения, определенную в соответствии с налоговым законодательством.
а) В отношении земельных участков.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость - стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - ГКОЗ) либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению таких споров. Результаты ГКОЗ утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости используются для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Налоговая база по земельному налогу за 2011 год определяется на основании результатов ГКОЗ (см. Таблица). Для определения налоговой базы по налогу за 2011 год были актуализированы результаты ГКОЗ для земель садоводческих, огороднических и дачных объединений.
б) В отношении жилых домов, квартир, комнат, дач, гаражей, иных строений, помещений и сооружений.
Налоговая база определяется как суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения. Инвентаризационная стоимость - восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по Сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлениями Госстроя СССР, а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для определения налоговой базы по налогам за 2011 год Постановлением Правительства Московской области от 12 октября 2010 года№ 871/47 утверждены коэффициенты перерасчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.
Ознакомиться с нормативными правовыми актами Московской области, определяющими налоговую базу за земельные участки, строения, помещения, сооружения граждан начиная с налогового периода за 2010 год и последующие годы, можно восполь зовавшисьинтернет-сервисом УФНС России по Московской области «Интерактивная приемная по вопросам налогообложения имущества физических лиц», рубрика «Узнай налоговую базу (стоимость) недвижимого имущества».
- Прокомментируйте возможные действия налогоплательщика в случае, если он не получил налоговое уведомление для уплаты земельного налога либо в полученном уведомлении содержатся некорректные сведения о периоде владения землей?
- Если вы не получили налоговое уведомление за недвижимое имущество, которым вы владели в 2011 году (и при этом не относитесь к лицам, имеющим право на налоговые льготы), либо полученное уведомление содержит некорректную информацию (например, объект налогообложения, сведения о котором содержатся в уведомлении, в соответствующем налоговом периоде не принадлежал вам; в уведомлении отсутствуют сведения об объектах налогообложения, которыми вы владели в соответствующем налоговом периоде, для сообщения об этом налоговым органам можно воспользоваться формой заявления, прилагаемой к каждому уведомлению.
Направить такое заявление в налоговый орган можно в электронном виде, воспользовавшись официальныминтернет-сервисом УФНС России по Московской области «Интерактивная приемная по вопросам налогообложения имущества физических лиц», либо почтовым сообщением в налоговые инспекции.
После обработки указанного заявления (в т. ч. посредством направления запросов в иные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы (организации), предоставляющие информацию для налогообложения в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса при наличии оснований налоговые органы произведут расчет (перерасчет) суммы налога с направлением вам корректного налогового уведомления либо информации о том, что соответствующее уведомление будет направлено в следующий налоговый период (если истекли сроки направления уведомления в текущем налоговом периоде).
Веб-сервис «Интерактивная приемная по вопросам налогообложения имущества физических лиц» дополнительно позволяет ознакомиться с перечнем категорий граждан, которым предоставляется право на использование льгот по имущественным налогам, направить в налоговый орган заявления об использовании таких льгот, зарегистрироваться в «Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц», получить информацию о ставках по имущественным налогам, узнать налоговую задолженность.
- По итогам мероприятий, проведенных налоговыми органами Московской области по расчету налоговых обязательств граждан в отношении указанной группы налогов, сформирован следующий прогноз налоговых поступлений в консолидированный бюджет Подмосковья:
- по земельному налогу в отношении более 1 миллиона 867 тысяч земельных участков планируется мобилизовать в муниципальные бюджеты 2 миллиарда 529 миллионов рублей по обязательствам более 1 миллиона 710 тысяч налогоплательщиков - физических лиц, что на 50,5 % больше аналогичных налоговых поступлений прошлого года;
- по налогам на имущество физических лиц в отношении порядка 2 миллионов 178 тысяч строений, помещений и сооружений планируется мобилизовать в бюджеты 2 миллиарда 204 миллиона рублей по налоговым обязательствам более 2 миллионов 424 тысяч налогоплательщиков, что в 6 раз больше налоговых поступлений прошлого года.
- применения с 1 января 2011 года актуализированных результатов кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденных распоряжением Минэкологии Московской области от 23 декабря 2009 года
№ 121-РМ; - применения в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 12 октября 2010 года
№ 871/47 коэффициентов перерасчета восстановительной стоимости строений и помещений граждан; - результатов верификации и актуализации баз данных налоговых органов на основе обработки «годовых» сведений, поступивших в налоговые органы из территориального информационного ресурса Росреестра;
- дополнительного вовлечения в налоговый оборот недвижимого имущества, которое ранее не привлекалось к налогообложению.
Предоставлено УФНС по Московской области
Вячеслав Морозов, заместитель руководителя УФНС по Московской области, советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Всего налоговыми органами Московской области сформировано и обеспечено централизованное направление налогоплательщикам 4,3 миллиона налоговых уведомлений.
- Каковы основные изменения в процессе налогового администрирования по имущественным налогам по сравнению с 2011 годом? В чем содержание механизма «обратной связи» с налогоплательщиками, внедренного налоговыми органами Московской области в текущем году?
- Основные изменения в процессе налогового администрирования по имущественным налогам касаются следующих вопросов:
1) Направление единого налогового уведомления.
В текущем году формирование налогового уведомления производится в зависимости от наличия у гражданина объектов налогообложения по нескольким налогам, подлежащим уплате. Новая форма налогового уведомления, утвержденная приказом ФНС России от 05 октября 2010 года
Однако из каждого муниципального образования по месту нахождения объекта налогообложения должно прийти налоговое уведомление отдельно, если такие муниципальные образования администрируются разными налоговыми инспекциями. Например, если земельный участок находится в Истринском районе, а квартира - в Одинцово, вы должны получить два уведомления, соответственно из ИФНС по городу Истра и МРИ № 22;
2) Сроки уплаты налогов.
На основании новой редакции пункта 9 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», действующей с 1 января 2011 года, налог за 2011 год физические лица должны будут уплатить на основании налоговых уведомлений не позднее 1 ноября 2012 года.
Что касается сроков уплаты земельного налога, на основании статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, срок уплаты устанавливается муниципальными правовыми актами в отношении земель на соответствующей территории (в Московской области, как правило, муниципалитетами установлен срок уплаты налога - не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, т. е. срок уплаты налога за 2011 год - не позднее 1 ноября 2012 года).
Предоставлено УФНС по Московской области
Алексей Лащёнов, начальник отдела имущественных налогов УФНС по Московской области. Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом обязанности по уплате налога налоговый орган после выставления требования об уплате налоговых платежей обращается в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного лица и о привлечении его к налоговой ответственности.
3) Реализация принципа «обратной связи с налогоплательщиками».
В этом году впервые с каждым налоговым уведомлением налогоплательщики получили форму заявления в налоговый орган о некорректной информации, содержащейся в уведомлении. В заявлении предусмотрено три раздела: «Объект налогообложения, сведения о котором содержатся в налоговом уведомлении, не принадлежит мне на праве собственности, владения, пользования»; «В налоговом уведомлении отсутствуют сведения об объектах налогообложения»; «В налоговом уведомлении приведены иные некорректные данные».
Налогоплательщик может направить заявление в налоговые органы любым способом:
Налоговые органы, получая заявления, рассматривают их в общем порядке. В первую очередь уточняется информация по базе данных налоговых органов. В случае, если произошла техническая ошибка, она исправляется, о чем сообщается налогоплательщику. Если ошибка повлияла на сумму налога, налоговые органы делают перерасчет и направляют новое налоговое уведомление в адрес налогоплательщика.
С мая текущего года УФНС России по Московской области проводились
В рамках реализации принципов клиентоориентированного взаимодействия с налогоплательщиками УФНС был внедрен новый
- Какие мероприятия проводятся в Московской области для дополнительного привлечения к налогообложению тех объектов недвижимости, на которые раньше налоги не исчислялись?
- С учетом предложений УФНС России по Московской области 21 августа 2012 года
- порядка 230 тысячи объектов капитального строительства, права граждан на которые зарегистрированы в «упрощенном» порядке (без проведения технической инвентаризации и определения инвентаризационной стоимости объектов);
- более 71,5 тысячи земельных участков, находящихся в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, в отношении которых не была рассчитана кадастровая стоимость по причине отсутствия в государственном кадастре недвижимости и в базе данных налоговых органов сведений о категории и (или) виде разрешенного использования земельных участков либо в отношении которых установленное разрешенное использование не позволяет их отнести к определенной оценочной группе, принятой для расчета кадастровой стоимости.
- определение инвентаризационной стоимости объектов в соответствии с приказом Минстроя России от 4 апреля 1992 года № 87 в рамках соглашений БТИ с муниципальными образованиями Московской области с учетом выделенного бюджетного финансирования на выполнение данных работ;
- формирование БТИ сведений об объектах и передача их в налоговые органы в соответствии с приказом ФНС России от 11 февраля 2011 года
№ ММВ-7-11/154@ и соглашением между УФНС и ГУП МО «МОБТИ» от 14 января 2011 года№ 01-19-08/3; - дальнейшее налогообложение объектов начиная с налогового периода 2012 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года
№ 2003-1 и Инструкцией МНС РФ от 2 ноября 1999 года № 54.
- Каковы основные причины роста величины земельного налога и налогов на имущество физических лиц в Московской области за 2011 год?
- Налоговым законодательством предусмотрено определение размера имущественных налогов в зависимости от налоговых ставок и величины налоговой базы.
Ставки земельного налога и налогов на имущество физических лиц в пределах, предусмотренных нормами статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года
Налоговая база представляет собой стоимостную характеристику объекта налогообложения, определенную в соответствии с налоговым законодательством.
а) В отношении земельных участков.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость - стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - ГКОЗ) либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению таких споров. Результаты ГКОЗ утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости используются для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Налоговая база по земельному налогу за 2011 год определяется на основании результатов ГКОЗ (см. Таблица). Для определения налоговой базы по налогу за 2011 год были актуализированы результаты ГКОЗ для земель садоводческих, огороднических и дачных объединений.
б) В отношении жилых домов, квартир, комнат, дач, гаражей, иных строений, помещений и сооружений.
Налоговая база определяется как суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения. Инвентаризационная стоимость - восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по Сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлениями Госстроя СССР, а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для определения налоговой базы по налогам за 2011 год Постановлением Правительства Московской области от 12 октября 2010 года
Таблица Налоговая база по земельному налогу за 2011 год определяется на основании результатов ГКОЗ | |
Категория (вид) земель | Реквизиты правового акта Министерства экологии и природопользования Московской области об утверждении результатов ГКОЗ |
Земли сельскохозяйственного назначения | от 30 ноября 2005 года |
Земли садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений | от 23 декабря 2009 года |
Земли населенных пунктов | Распоряжения об утверждении результатов ГКОЗ для земель определенного муниципального образования, действовавшие до вступления в силу Распоряжения от 25 ноября 2011 года |
Земли промышленности и иного специального назначения | от 30 ноября 2005 года |
Земли особо охраняемых территорий и объектов | от 29 ноября 2005 года |
Ознакомиться с нормативными правовыми актами Московской области, определяющими налоговую базу за земельные участки, строения, помещения, сооружения граждан начиная с налогового периода за 2010 год и последующие годы, можно восполь зовавшись
- Прокомментируйте возможные действия налогоплательщика в случае, если он не получил налоговое уведомление для уплаты земельного налога либо в полученном уведомлении содержатся некорректные сведения о периоде владения землей?
- Если вы не получили налоговое уведомление за недвижимое имущество, которым вы владели в 2011 году (и при этом не относитесь к лицам, имеющим право на налоговые льготы), либо полученное уведомление содержит некорректную информацию (например, объект налогообложения, сведения о котором содержатся в уведомлении, в соответствующем налоговом периоде не принадлежал вам; в уведомлении отсутствуют сведения об объектах налогообложения, которыми вы владели в соответствующем налоговом периоде, для сообщения об этом налоговым органам можно воспользоваться формой заявления, прилагаемой к каждому уведомлению.
Направить такое заявление в налоговый орган можно в электронном виде, воспользовавшись официальным
После обработки указанного заявления (в т. ч. посредством направления запросов в иные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы (организации), предоставляющие информацию для налогообложения в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса при наличии оснований налоговые органы произведут расчет (перерасчет) суммы налога с направлением вам корректного налогового уведомления либо информации о том, что соответствующее уведомление будет направлено в следующий налоговый период (если истекли сроки направления уведомления в текущем налоговом периоде).