Информационно-аналитический журнал о землеустройстве, геодезии, картографии и навигации «Земельный Вестник Московской области»
Дорожная карта для Кадастровой палаты
Получение от БТИ функций технического учета объектов капитального строительства, выстраивание взаимодействия с кадастровыми инженерами, внедрение Плана повышения качества государственных услуг и Административного регламента Росреестра, по мнению директора Кадастровой палаты по Московской области Виктора Шило, требует повышенного внимания к инфраструктуре ведомства и обучению его сотрудников
Андрей Осипов
- Виктор Константинович, в 2011 году в соответствии с приказом Росреестра № П/93 в Кадастровой палате был реализован План повышения качества и доступности предоставления государственных услуг. Каковы итоги реализации этого плана? Существует ли аналогичный план на текущий год?

- В 2011 году Министерство экономического развития России и Росреестр поставили перед Кадастровой палатой масштабные задачи по расширению перечня оказываемых государственных услуг и приведению их в соответствие с потребностями основных участников оборота недвижимости.

Отдавая предпочтение электронным услугам и дистанционной предварительной записи на прием и тем самым сокращая количество и время посещений заявителями офисов приема документов, Кадастровая палата по Московской области в первую очередь уделяла внимание качеству государственных услуг и степени их доступности для всех категорий заявителей, обращающихся в офисы приема Кадастровой палаты.

Одним из главных инструментов решения поставленных задач явился принятый руководством Кадастровой палаты по Московской области План повышения качества и доступности оказываемых государственных услуг, который представлял собой увязанный по задачам, целевым и количественным показателям, а также срокам осуществления комплекс организационно-технических, методических и других мероприятий.

Выполнение поставленных Планом задач позволило создать эффективный механизм повышения качества исполнения Кадастровой палатой своих полномочий. Подводя итоги реализации в 2011 году Плана повышения качества государственных услуг, следует отметить нововведения и достигнутые результаты, такие как:

1. Открытие 62 дополнительных окон и мест приема в территориальных отделах Кадастровой палаты. На данный момент офисная сеть приема Кадастровой палаты составляет 58 офисов приема с 280 окнами приема, включая окна приема по предварительной записи.

2. Продолжительность работы офисов приема в территориальных отделах Кадастровой палаты составляет 47 часов в неделю. Прием посетителей ведется 6 дней в неделю, включая субботу. Средняя пропускная способность окон приема составляет 100-120 человек в день. Среднее время ожидания заявителей при наличии очереди составляет от 5 до 25 минут.

3. Внедрение предварительной записи заявителей с использованием единого многоканального телефона Центра телефонного обслуживания Росреестра (ВЦТО) позволило увеличить доступность для заявителей данной услуги и тем самым - долю обратившихся в Кадастровую палату по предварительной записи.

4. Введение во II квартале 2011 года услуги выездного (дистанционного) приема документов в администрируемых сельских и городских поселениях, крупных садоводческих товариществах Московской области. Организация мобильных пунктов приема заявителей в отдаленных районах Московской области встретила положительный отклик среди населения. Посетив 167 населенных пунктов и 27 садоводческих товариществ Московской области, сотрудники «выездных групп» Кадастровой палаты приняли от граждан свыше 1200 пакетов документов, проконсультировали свыше 1500 человек.

4. В 2011 году в 12 территориальных отделах Кадастровой палаты полностью развернута автоматизированная система взаимодействия с заявителями (АСВЗ) - электронная очередь.

Для удобства граждан мы установили в местах приема заявителей веб-камеры, транслирующие изображение на интернет-портал Росреестра. Теперь любой желающий может зайти, проверить наличие очередей и спланировать свой визит.

5. Во всех офисах приема Кадастровой палаты организована работа консультантов и администраторов зала.

6. В целях повышения уровня информированности заявителей во всех офисах приема Кадастровой палаты размещены унифицированные информационные стенды, содержащие актуальную информацию об оказываемых государственных услугах.

7. Положительный эффект и широкое общественное одобрение вызвала инициатива Кадастровой палаты по введению «Дня консультаций заявителей» - каждый четверг в центральном аппарате всем желающим предоставлена возможность получения бесплатных консультаций по вопросам, входящим в компетенцию Кадастровой палаты, в том числе разъяснений по решениям об отказах в выполнении кадастровых процедур.

8. В целях расширения практики оказания электронных услуг Росреестра Кадастровой палатой принято решение о сокращении вдвое сроков рассмотрения документов, представляемых для выполнения кадастровых процедур через интернет-портал Росреестра. Так, общий срок рассмотрения таких документов сокращен до 10 рабочих дней на фоне установленных законом 20 рабочих дней.

В 2012 году филиалом Кадастровой палаты по Московской области принят новый План повышения доступности и качества государственных услуг, предусматривающий увеличение количества предоставляемых услуг в электронном виде и доли обращений по предварительной записи, внедрение системы внутреннего и общественного мониторинга качества взаимодействия с заявителями.

Отдельные пункты Плана развивают ранее принятые решения по совершенствованию деятельности Кадастровой палаты, например:

1. Продолжается работа по переводу в электронный вид в первоочередном порядке таких услуг, как постановка объектов недвижимости на государственный кадастровый учет и предоставление кадастровых сведений. В 2012 году отмечен существенный рост числа электронных обращений через портал госуслуг в орган кадастрового учета. С поставленной Росреестром задачей в отношении запросов мы справились - около половины запросов поступают в Кадастровую палату в электронном виде, а вот доля электронных заявлений хотя и выросла по сравнению с 2011 годом, но пока колеблется на уровне 15-25 %. В планах Кадастровой палаты поднять эту планку до 50 % к концу 2012 года.

Достигнутое стало возможным в том числе благодаря активной информационной работе Кадастровой палаты с заявителями и профессиональными участниками рынка недвижимости - кадастровыми инженерами через средства массовой информации, а также путем проведения семинаров и совещаний. Только за 5 месяцев текущего года Кадастровой палатой размещено более 200 публикаций и 80 выступлений в СМИ, проведено 60 семинаров-совещаний, что в 2 раза превышает аналогичные показатели Кадастровой палаты за весь 2011 год.

2. Доля обращений по предварительной записи на прием также стремительно растет, если в 2011 году только каждый двадцатый заявитель обращался в орган кадастрового учета по такой записи, то в 2012 году по записи принимается уже каждый восьмой посетитель Кадастровой палаты. К концу 2012 года по плану мероприятий мы рассчитываем выйти на показатель приема по предварительной записи каждого пятого посетителя.

3. Введенная Кадастровой палатой в 2011 году услуга экстерриториального обслуживания заявителей без привязки места приема запроса о предоставлении кадастровых сведений к местоположению объекта недвижимости получила свое практическое развитие и в 2012 году - с начала текущего года Кадастровая палата принимает в любом из своих 58 офисов наряду с экстерриториальными запросами все виды заявлений об осуществлении кадастровых процедур, независимо в каком городе или районе Московской области расположен участок заявителя. Данное нововведение позволило «разгрузить» приемные офисов, избавившись от очередей. Лидеры таких экстерриториальных обращений - офисы приема в Красногорском, Подольском, Мытищинском, Одинцовском и Люберецком отделах.

4. Еще одно новшество текущего года, получившее свое развитие, - это организация Кадастровой палатой приема обращений от инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов I и II групп, проживающих на территории Московской области, с выездом на дом.

5. Продолжаются полномасштабные работы по текущему и капитальному ремонту офисов приема Кадастровой палаты - к концу 2012 года в 35 территориальных отделах (свыше половины) офисы приема будут отвечать условиям повышенной комфортности для заявителей, включая пандусы для инвалидов.

Также в планах Кадастровой палаты по Московской области - оснастить офисы приема терминалами оплаты госпошлины, копировальными и сканирующими автоматами. Наряду со сказанным есть в Плане и изменения, связанные с реализацией Кадастровой палатой новых полномочий.

1. В рамках осуществления Кадастровой палатой полномочий по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и на предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП, с 20 марта 2012 года во всех офисах приема Кадастровой палаты можно сдать документы для оказания данных услуг.

2. Переход Кадастровой палаты к осуществлению межведомственного электронного информационного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и подведомственными федеральным органам исполнительной власти организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг без участия заявителя.

Начиная с 1 июля 2012 года при обращении в Кадастровую палату заявитель вправе не представлять документы, получение которых осуществляется в других федеральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и подведомственных федеральным органам исполнительной власти организациях, участвующих в предоставлении государственных услуг (не представляются выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, лицензии, справки, разрешения и т. д.).

3. С 1 сентября 2012 года Кадастровая палата наделяется полномочиями по государственному учету объектов капитального строительства.

Все вышеперечисленные мероприятия направлены на повышение качества оказываемых государственных услуг, доступности и оперативности их предоставления. Работа Кадастровой палаты в этом направлении будет продолжаться и совершенствоваться.

- У Кадастровой палаты по Московской области большая программа строительства и реконструкции территориальных офисов. Что представляет собой график перевода подразделений в новые помещения на ближайший год?

- Действительно, в данном направлении Кадастровой палатой проделана серьезная работа. В конце 2011 года в здании центрального аппарата Кадастровой палаты завершены работы по капитальному ремонту архивохранилища площадью 1690 кубических метров, в котором будет помещено на централизованное хранение свыше 1,5 миллиона единиц кадастровых дел, которые в настоящее время хранятся в территориальных отделах Кадастровой палаты. Освободившиеся площади планируется использовать для расширения залов ожидания и мест приема и выдачи документов.

В 2010-2011 годах были отремонтированы помещения для 11 территориальных отделов на площади 6750 квадратных метров, что позволило обустроить залы ожидания и открыть дополнительные окна приема и выдачи документов.

В 2012-2013 годах планируется произвести ремонт помещений еще в 30 территориальных отделах на общей площади более 5900 квадратных метров.

- Как введение Федерального информационного ресурса отразится на выполнении Кадастровой палатой своих функций?

- Федеральный информационный ресурс (ФИР) впервые объединит и обеспечит на федеральном уровне доступ к сведениям из Государственного кадастра недвижимости (ГКН), Единого государственного реестра прав (ЕГРП) и станет крупнейшим государственным информационным ресурсом в России.

Благодаря созданию ФИР органы государственной власти и заявители - граждане и юридические лица - смогут оперативно в режиме онлайн получать юридически значимую информацию по любому объекту недвижимости на всей территории России, независимо от места его расположения, а уполномоченные органы - еще и данные о принадлежащих тому или иному субъекту правах на недвижимое имущество.

Все это, безусловно, снизит количество обращений в Кадастровую палату и Управление Росреестра по Московской области за сведениями ГКН и ЕГРП, что, в свою очередь, существенно «разгрузит» очереди в приемных Росрестра.

- Кадастровая палата с 1 сентября 2012 года приступает к техническому учету объектов капитального строительства. В Бюро технической инвентаризации обращаются в среднем по несколько десятков тысяч человек в год, и теперь все это количество заявителей перейдет в офисы приема Кадастровой палаты. Каким образом решается вопрос кадров, помещений и прочих ресурсов, необходимых для предоставления такого количества государственных услуг?

- Действительно с 1 сентября Кадастровая палата приступает к государственному учету объектов капитального строительства (далее по тексту - ОКС). Подготовку документов для учета смогут осуществлять как организации, аккредитованные в Подмосковье для технической инвентаризации ОКС, так и кадастровые инженеры.

Таким образом, завершится период совмещения полномочий БТИ по техническому учету и инвентаризации ОКС, что практически влекло отсутствие конкуренции и монополию по вопросам ценообразования при выполнении данных работ.

Конечно, мы ожидаем существенное увеличение количества обращений за проведением кадастровых процедур и предоставлением кадастровых паспортов ОКС, являющихся до 1 января 2013 года обязательным приложением и документом для государственной регистрации прав и сделок с такими объектами.

Сейчас, реализуется комплекс подготовительных мероприятий для обеспечения организационно-технической готовности Кадастровой палаты по исполнению данных полномочий. Во-первых, мы планируем «перенастроить» и модернизировать функционал подразделений, ответственных за принятие решений об учете ОКС, с одновременным повышением квалификации наших сотрудников. Во-вторых, готовим участников кадастровых отношений к перестройке механизма учета ОКС, и для этого мы активно проводим разъяснительную работу, планируем модернизацию мест приема заявителей и хранения архивных документов, образующихся в деятельности по техническому учету.

Прогнозируя рост обращений за оказанием государственных услуг в связи с наделением Кадастровой палаты рассматриваемыми полномочиями, мы главным образом уделяем внимание развитию клиентоориентированных бесконтактных форм взаимодействия с заявителями через сервис электронных услуг Росреестра.

Безусловно, уже на современном этапе мы видим проблемные моменты исполнения данных полномочий. Наиболее актуальными являются обоснованность ранее учтенных ОКС и квалификация объектов в качестве недвижимости только лишь из содержания технического плана, проверяемого Кадастровой палатой без фактического обследования объекта. Согласитесь, трудно однозначно получить представление о здании как объекте капитального строительства, не убедившись в его главном критерии - прочной связи с землей, при том что объекты, не имеющие такой связи, не должны быть предметом технического учета.

В этом отношении орган кадастрового учета должен владеть типологизацией объектов недвижимости, иметь активную планово-картографическую основу для ведения кадастра и доступ к единому адресному реестру.

Данная функция, на наш взгляд, должна получить исчерпывающее технологическое и методологическое решение.

- Комиссии по рассмотрению обстоятельств аннулирования аттестатов кадастровых инженеров, созданные в субъектах, в частности в Московской области, руководствуются при вынесении решений представлением Кадастровой палаты.

Поскольку законодатель пока не дает определения «грубой» ошибки кадастрового инженера, а Кадастровая палата должна указывать ошибки в представлении для комиссии, то какие критерии определения «грубой» ошибки кадастрового инженера применяются? Должна ли существовать «привязка» количества ошибок, за которые могут отозвать аттестат кадастрового инженера, к количеству межевых планов, подготовленных за определенный период?


- В настоящее время в Квалификационную комиссию Московской области для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам (далее по тексту - Квалификационная комиссия), Кадастровой палатой направлены на рассмотрение сведения о 14 кадастровых инженерах, подготовивших межевые планы, по результатам рассмотрения которых в общей сложности за период с 1 сентября 2011 года по 31 декабря 2011 года было принято 595 решений об отказе в осуществлении кадастрового учета (далее по тексту - Решения об отказе).

Такие сведения о 35 кадастровых инженерах направлялись в квалификационные комиссии еще по нескольким субъектам Российской Федерации, а именно Ярославской, Ивановской, Рязанской, Тверской, Калужской областям, а также по городу Москве и городу Санкт-Петербургу.

Начало указанного отчетного периода обусловлено тем, что в соответствии с нормами действующего законодательства в сфере кадастровых отношений, а именно пунктом 1 части 1 статьи 44 Закона о кадастре, в орган кадастрового учета до 1 сентября 2011 года могли представляться результаты кадастровых работ, осуществленных лицами, обладающими на день вступления в силу Закона о кадастре правом выполнения работ по территориальному землеустройству, то есть не кадастровыми инженерами.

До настоящего времени отсутствует нормативно-правовой акт, устанавливающий однозначные критерии, по которым основания для принятия Решений об отказе в выполнении кадастровых процедур могут быть связаны с грубыми нарушениями.

В связи с чем при анализе Решений об отказе с целью отнесения нарушений, допускаемых кадастровыми инженерами, к разряду «грубые» Кадастровая палата руководствуется разъяснениями Минэкономразвития России от 27 июля 2010 года № 13293-ИМ/Д23.

В соответствии с указанными разъяснениями, по мнению Минэкономразвития России, таковыми являются нарушения, повлекшие принятие органом кадастрового учета Решений об отказе по основаниям, установленным следующими положениями статьи 27 Закона о кадастре:

1) пунктом 3 части 2 (образование, раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями);

2) пунктом 2 части 3 (размер образуемого земельного участка или измененного земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков);

3) пунктом 4 части 3 (не обеспечен доступ к образуемому или измененному земельному участку, в том числе путем установления сервитута);

4) пунктом 5 части 3 (граница образуемого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта);

5) пунктом 6 части 3 (земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель);

6) частью 4 (изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ);

7) частью 5 (пункт 1 - уточненная площадь земельных участков не должна превышать площадь, внесенную в государственный кадастр недвижимости, на величину более чем 10 %, пункт 2 - нарушен порядок согласования местоположения границ земельного участка).

Кроме вышеуказанных нарушений к «грубым» ошибкам Минэкономразвития России также относит нарушения пункта 2 части 2 статьи 27 Закона, касающиеся в частности:
  • несоответствия разделов или реквизитов какого-либо раздела межевого плана установленной форме (несоответствие требованиям к форме межевого плана);

  • отсутствия в межевом плане сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, в зависимости от вида выполненных кадастровых работ, либо внесения в межевой план необоснованных сведений об объекте кадастровых работ (несоответствие требованиям к содержанию межевого плана).
Исходя из опыта заседаний Квалификационной комиссии по Московской области, можно судить о том, что при рассмотрении вопроса об аннулировании квалификационного аттестата кадастрового инженера могут учитываться сведения о количестве межевых планов, подготовленных в течение годичного периода.

- Вся информация по отказам в приеме документов от кадастровых инженеров аккумулируется в Кадастровой палате. Существует ли механизм, позволяющий заинтересованным лицам ознакомиться со сводной статистикой (своеобразный рейтинг отказов) по кадастровым инженерам?

- Законом о кадастре предусмотрено аннулирование квалификационного аттестата кадастрового инженера в случае принятия органом кадастрового учета более чем 10 раз в течение календарного года решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением кадастровым инженером требований, установленных Законом о кадастре.

Актуальный реестр кадастровых инженеров, имеющих действующие аттестаты, размещен на официальном сайте Росреестра, где любой желающий может с ним ознакомиться.

Вместе с тем Кадастровой палатой для внутреннего использования в работе проводится сравнительный анализ и учет статистических данных о количестве под готовленных кадастровыми инженерами межевых планов и принятых по ним органом кадастрового учета решений. Расчет своеобразного «рейтинга» кадастровых инженеров производится в зависимости от отношения количества положительно принятых решений к общему количеству межевых планов, подготовленных кадастровым инженером. Данная информация используется при проведении территориальными отделами Кадастровой палаты совещаний-семинаров с кадастровыми инженерами в целях разъяснения требований действующего законодательства и недопущения впредь характерных ошибок в подготавливаемых межевых планах.

Составление рейтинга кадастровых инженеров и обнародование его для сведения заинтересованных лиц мы намерены предложить в качестве общей практики на федеральном уровне для всех органов кадастрового учета.

Сроки регистрации недвижимости сокращены

Минэкономразвития РФ утвердило административный регламент по предоставлению услуги по регистрации недвижимости. Теперь график приема граждан должен быть организован так, чтобы исключить очереди.

Речь идет о сведениях из кадастра недвижимости. Регламентом утверждены формы запросов о предоставлении копии документа, на основании которого недвижимость вписана в кадастр.

«Основная задача нового регламента - повышение качества и доступности предоставления этой госуслуги. Самое главное - впервые в регламенте прописано, что график приема граждан должен изменяться с учетом их интересов, климатических условий региона, а количество часов приема граждан должно соответствовать количеству часов, указанному в графике приема. График приема граждан должен быть организован так, чтобы исключить очереди», - об этом информирует пресс-служба Министерства экономического развития РФ.

Регламентом определен максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении услуги и при получении результата предоставления таких услуг. Так, максимальное время ожидания при получении документов не должно превышать 30 минут.

При подаче запроса по предварительной записи - 15 минут с назначенного времени. А на прием к должностному лицу или для получения консультации - 30 минут.

Регламент назвал и максимальный срок, в течение которого орган кадастрового учета предоставляет заявителю сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, - это пять рабочих дней от даты получения запроса.

Более сложная информация - сведения, внесенные в кадастр недвижимости, в виде кадастровых планов территории должны быть предоставлены заявителю в течение 15 рабочих дней - от даты получения запроса.

Портал государственных услуг Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области Колледж Геодезии и Картографии МИИГАиК Московская областная Дума Министерство имущественных отношений Московской области
услуги Росреестра