Информационно-аналитический журнал о землеустройстве, геодезии, картографии и навигации «Земельный Вестник Московской области»
Колледж геодезии и картографии в цифрах
Об учебном процессе, материальном оснащении и финансовом состоянии Московского колледжа геодезии и картографии МИИГАиК рассказывает его директор Геннадий Хинкис
В2008 году Московский колледж геодезии и картографии распоряжением Правительства и приказом Рособразования был присоединен к Московскому государственному университету геодезии и картографии (МИИГАиК) в качестве структурного подразделения. С этого момента колледж осуществляет функции университета по реализации Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
Прием в колледж
Определяя количество и состав абитуриентов, принимаемых ежегодно в Московский колледж геодезии и картографии (МИИГАиК), его администрация ориентируется на степень востребованности той или иной специальности на данный период времени.

Статистические данные по приему абитуриентов за период с 2008 по 2011 год, содержащиеся в графиках 1, 2, 3 и 4, позволяют сделать следующие выводы:
График 1. Прием на специальность «Прикладная геодезия»
График 2. Прием на специальность «Аэрофотогеодезия»
График 3. Прием на специальность «Картография»
График 4. Прием на специальность «Земельно-имущественные отношения»
1. Контрольные цифры приема абитуриентов по всем специальностям выполнялись в полном объеме.

2. В связи с тем, что конкурс заявлений на специальность «Прикладная геодезия» среди абитуриентов, окончивших 9 классов, достигает двух человек на место, было принято решение, начиная с 2009 года набирать дополнительную группу.

3. Поскольку абитуриенты, окончившие 11 классов, не проявляют достаточного интереса к специальностям «Аэрофотогеодезия», «Картография» и «Земельно-имущественные отношения», было принято решение начиная с 2009 года проводить набор на эти специальности среди абитуриентов, окончивших 9 классов.
Очное обучение
График 5 показывает, что доля студентов, поступающих в колледж на очную форму обучения после 11 классов, неуклонно уменьшается и, соответственно, увеличивается доля студентов, имеющих за плечами 9 классов.
График 5. Школьная база очной формы обучения
График 6. Распределение по специальностям студентов очного отделения
Анализируя распределение по специальностям студентов очного отделения, следует отметить, что за период с 2008 по 2011 год ситуация складывалась следующим образом (см. график 6):
  • специальность «Картография» пользуется стабильным спросом;
  • уменьшается число обучающихся по специальностям «Аэрофотогеодезия» и «Земельно-имущественные отношения»;
  • численность студентов, обучающихся по специальности «Прикладная геодезия» растет;
  • подготовка специалистов с полным возмещением затрат на обучение составляет в среднем 23 % от общего числа обучающихся.
Заочное обучение
Из графика 7 видно, что среди студентов заочного отделения наиболее востребованной специальностью является «Прикладная геодезия», а наименее популярной - «Экономика и бухгалтерский учет» (набор с 2009 года прекращен).

Доля студентов заочного отделения по отношению к студентам очной формы обучения составляет 39 %.
Выпуск
За период с 2008 по 2011 год колледжем было выпущено 780 специалистов, в том числе 570 человек - на очном и 210 - на заочном отделениях.
График 7. Распределение по специальностям студентов заочного отделения
График 8. Выпуск специалистов очным отделением
На графике 8 видно, что количество выпускников за период с 2008 по 2011 год неуклонно снижалось по всем специальностям. Причинами этого стало:
  • уменьшение приема на специальность «Земельно-имущественные отношения» (база - 11 классов);
  • призыв во время учебы юношей в армию (база - 11 классов);
  • переход на заочное отделение студентов старших курсов.
График 9 показывает, что среди выпускников заочного отделения наименее востребованной специальностью оказалась «Экономика и бухгалтерский учет», а наиболее популярной была «Прикладная геодезия».
График 9. Выпуск специалистов заочным отделением
График 10. Качество подготовки специалистов
Качество подготовки специалистов
Обобщенные результаты срезов знаний (аккредитация) и промежуточной аттестации студентов по блокам дисциплин приведены на графике 10.

Уровень знаний студентов по циклам дисциплин в среднем составляет 4,08 балла. Самый низкий балл - 3,9 - наблюдается по циклу специальных дисциплин.

Показатель итоговой государственной аттестации по специальностям выпускников очного отделения 2010/2011 учебного года отражен на графике 11.
График 11. Показатель итоговой государственной аттестации по специальностям выпускников очного отделения в 2010/2011 учебном году
График 12. Показатель итоговой государственной аттестации по специальностям выпускников заочного отделения в 2010/2011 учебном году
У выпускников очного отделения самая высокая успеваемость наблюдается по специальности «Картография», а самая низкая - по специальности «Земельно-имущественные отношения».

Из графика 12 видно, что самую высокую успеваемость выпускники заочного отделения демонстрируют по специальности «Картография», а самую низкую - по специальности «Прикладная геодезия».

Анализируя результаты итоговой государственной аттестации на очном и заочном отделениях колледжа, можно оценить качество подготовки специалистов как достаточное и стабильное.
Преподавательский состав
В учебном процессе участвуют 56 человек, из которых штатных преподавателей и внутренних совместителей из числа сотрудников - 42 человека, а остальные 14 - это преподаватели почасовики из числа специалистов производственников и приглашенных преподавателей вузов.

Таблица 1

Качественный состав преподавателей

Ученая степень, звание, категорияПреподаватели
Штатные, совместителиПочасовики
Доктор наук-1
Кандидат наук31
Заслуженный учитель РФ2-
Заслуженный работник геодезии и картографии1-
Почетный работник СПО4-
Высшая квалификационная категория24-
Первая квалификационная категория71
Вторая квалификационная категория2-
Без категории1011

Из таблицы 1 видно, что все преподаватели колледжа имеют высшее техническое, экономическое или педагогическое образование. Из штатных преподавателей и внутренних совместителей 76 % имеют квалификационные категории. Высшую квалификационную категорию, ученую степень и звание имеет 57 % педагогического состава, из них двое - кандидаты технических наук, один - кандидат педагогических наук, двое - заслуженные учителя РФ, один - заслуженный работник геодезии и картографии РФ, четверо - почетные работники среднего профессионального образования, восемь - почетные геодезисты.

Средний возраст преподавателей колледжа в 2008 году составлял 56 лет, а в 2011 году он снизился до 53 лет.

Трудности обеспечения учебного процесса преподавательскими кадрами связаны со следующими причинами:
  • низкая заработная плата (средняя заработная плата за последние два года составила 16,2 тысячи рублей, в том числе 10,3 тысячи рублей было обеспечено за счет средств бюджета);
  • притока преподавателей продуктивного возраста (в основном по вышеназванной причине);
  • большая дифференциация (в 2-3 раза) в оплате труда преподавателей московских и федеральных учебных заведений;
  • узкая направленность некоторых дисциплин (электронные средства измерений, техническая инвентаризация, управление территориями и другое).
Практическое обучение
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов на практическое обучение в колледже отводится более 50 % учебного времени.

Практическое обучение в колледже имеет 4 уровня:

1. Практические и лабораторные занятия проводятся параллельно с изучением теоретического курса и позволяют студентам закрепить полученные знания.

2. Учебные практики в настоящее время проводятся в городе Москве на полигоне в Кунцево. После завершения программы 2-го курса продолжительность практики определяется учебными планами и составляет до 11 недель, а после 3-го курса - 2 недели.

Все процессы, предусмотренные программами практик, обеспечены необходимыми инструментами, материалами и инвентарем, хотя обеспеченность современными электронными средствами измерений недостаточна. В тематике практик присутствуют основные процессы картографо-геодезического и кадастрового производства, и, хотя в ходе учебных практик используется оптико-механическое геодезическое оборудование, методика обучения позволяет студентам быстро адаптироваться в условиях современного производства.

3. Производственные практики проводятся после 3-го курса на предприятиях и в организациях соответствующего специализации студентов профиля, имеющих с колледжем долгосрочные договора на подготовку специалистов. Продолжительность производственной практики составляет 12 недель.

При выборе мест для практики учитывается степень технической оснащенности предприятий современным оборудованием, применение компьютерных технологий. В 2011 году студенты закрепляли полученные в колледже знания практикой на базе 41 организации.

4. Квалификационная практика (стажировка) проводится после окончания 4-го курса в условиях реального производства. Ее целью является проверка профессиональной готовности студентов к самостоятельной практической деятельности. Продолжительность практики составляет 6 недель. Большая часть студентов проходит стажировку на тех же рабочих местах, что и производственные практики.

Все виды практик обеспечены рабочими программами, методическими указаниями и пособиями. Средний балл за учебную практику - 4,0 за производственную практику - 4,4 и за стажировку - 4,6, что говорит о реальном повышении профессионального уровня студентов от курса к курсу.
Техническая и информационная оснащенность практического обучения
Для проведения учебных занятий колледж располагает 37 учебными кабинетами и 12 учебными лабораториями. В число учебных кабинетов и лабораторий входит 6 специализированных компьютерных классов.

Для проведения учебных геодезических практик колледж имеет полигон в Кунцевском районе города Москвы и автономный полигон в поселке Заокский Тульской области. Заокский полигон был создан в 1956 году специально для проведения полевых практик и снабжен необходимой инфраструктурой, для поддержания которой требуются значительные средства.

С 1998 года из ежегодной сметы расходов колледжа исчезла статья «Практики». С этого момента учебные практики проводятся только в городе Москве. Однако площадь работ в городских условиях ограничена и постепенно уменьшается из-за новостроек. Кроме этого, в условиях города сложно проводить практики по высокоточным геодезическим измерениям (требуются ранние утренние часы), по топографической съемке (отсутствуют ярко выраженные формы рельефа). Главный недостаток таких практик заключается в том, что учащиеся не получают представлений о полевых работах и строгом выполнении требований отраслевых инструкций. Что касается базы Заокского полигона, то в отсутствие финансирования она постепенно разрушается.
Учебная материально-техническая база
В развитии учебной базы колледжа можно выделить два главных направления:

1. Использование в учебном процессе компьютерных технологий.

2. Модернизация геодезического оборудования.

Всего в учебных целях и в управлении учебным процессом задействовано более 130 компьютеров, объединенных локальной сетью с выходом в Интернет, 11 кабинетов, оборудованных мультимедийными проекторами, имеется Интернет-библиотека. Практически по всем направлениям профессиональной подготовки учащихся колледж обладает информационно-технологической базой.

Однако компьютерная техника быстро морально устаревает и согласно существующим нормам требует обновления каждые 5 лет. В учебном процессе задействовано 52 монитора с ЭЛТ, которые в целях безопасности необходимо заменить на ЖК-мониторы. Что касается программных продуктов, то в случае перехода на лицензионный Windows 7 потребуется замена 80 % всего софта.

Для обеспечения практических занятий и учебных практик по геодезическим специальностям необходимо наличие современных электронных средств измерений. Основу же инструментального парка колледжа составляют теодолиты и нивелиры выпуска 80-х годов, устаревших конструкций (теодолиты 2Т-30, 2Т5, Т-2 и нивелиры Н-3, Н-2, Н-05). Сегодня в колледже имеются всего 9 электронных тахеометров различных фирм, (Trimbl, Sokki SET-610, Leyca TCR-405, Leyca TC-307 и ТА-5). Для проведения же учебных практик необходимо иметь 20-25 приборов.

У колледжа нет ни одной спутниковой геодезической системы. Для приведения уровня инструментальной базы к современным требованиям необходимо потратить около 7,5 миллиона рублей.
Методическое обеспечение учебного процесса
За период с 2008 по 2011 год колледжем были разработаны:

1. Федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям (ФГОС-3):
  • 120101 «Прикладная геодезия»;
  • 021301 «Картография»;
  • 120714 «Земельно-имущественные отношения».
2. Примерные программы учебных дисциплин и профессиональных модулей (ФГОС-3) - 45 единиц.

3. Вариативные программы учебных дисциплин и разделов ПМ (ФГОС-3) - 10 единиц.

4. Методические указания для очной формы обучения - 59 единиц.

5. Методические указания для заочной формы обучения - 106 единиц.

Все стандарты и примерные программы прошли экспертизу и были утверждены в Федеральном институте развития образования (ФИРО) Минобрнауки РФ.

Большую помощь в разработке стандартов и примерных программ оказал колледжу профессорско-преподавательский состав МИИГАиК.

Методические разработки для заочной формы обучения публикуются в Интернет-библиотеке на сайте колледжа, а методические указания для студентов очной формы обучения размещаются в компьютерной сети колледжа на странице «Помощь студенту».

В методическом кабинете ведется анализ и систематизация работы, проводимой преподавателями колледжа. Ежегодно составляемые реестры и персональные карты преподавателей позволяют сохранить все методические наработки, при необходимости пересматривая и перерабатывая их, а также дают возможность пользоваться имеющимся материалом всем преподавателям колледжа, что особенно важно для молодых педагогов.

Преподаватели колледжа принимают активное участие в создании справочно-информационных пособий, публикуются в отраслевых изданиях.

Таблица 2

Методические разработки

№№ п/пВиды методических разработок2008200920102011Всего
1Государственные стандарты для базового уровня обучения (ФГОС-3)112-3
2Государственные стандарты для повышенного уровня обучения (ФГОС-3)112-3
3Примерные программы (ГОС-2)1-112
4Рабочие программы (ГОС-2)21339
5Примерные программы дисциплин и модулей (ФГОС -3) (базовый уровень)1--4545
6Вариативные программы (ФГОС-3) (базовый уровень)1--1010
7Рабочие учебные планы (ФГОС-3)1--22
8Методические разработки для очной формы обучения1215122059
9Методические указания для заочной формы обучения32281729106
10Создание курса лекций--2-2
11Справочно-информационные пособия, публикации-2--2
12Статьи в отраслевых изданиях-28111
ИТОГО465047111254

Как видно из таблицы 2, наибольший объем методической работы был выполнен преподавателями колледжа в 2011 году. Это объясняется тем, что с 1 сентября 2011 года колледж переходил на новые Федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям: «Прикладная геодезия», «Картография» и «Земельно-имущественные отношения».

Что касается учебников, то колледж ощущает острый дефицит современной литературы по специальным дисциплинам: фотограмметрия, картография, земельно-имущественные отношения и другим.
Трудоустройство выпускников колледжа

Таблица 3

Организации, с которыми заключены договора на подготовку специалистов (по состоянию на 1 января 2012 года)

1ГУП МосгорБТИ19ООО фирма «ЮСТАС»
2ООО «Партнер»19ЗАО «ГеоНа»
3ФГУП ГНИиПЦ «ПРИРОДА»20ООО «Компания Эволюшн»
4ФГУП «Госземкадастрсъемка - ВИСХАГИ»21ОАО «Стальмонтаж» филиал Первое Московское строительно-монтажное управление специализированное
5ООО «Геоменеджер»22ОАО «Монолит»
6ООО «Балтийская строительная компания-59»23ООО НПЦ «ГеоИнфо»
7ООО ЦПИП «Генезис-Центр»24ООО «Энергия 94»
8МП «АПУ-Химки»25ООО «Руз Ко»
9ФГУП Спецстрой-«Нагорный» при Федеральном агентстве специального строительства26ООО «Монтаж-комплект»
10ЗАО ПСО «Мосзарубежстрой»27ООО «Геоинжениринг+»
11ЗАО «Специализированное управление №29»28ООО «Газспецстрой»
12ФГУП «Госземкадастрсъемка - ВИСХАГИ» филиал «Землемер»29ООО «ТриПод»
13ЦТМП «Центрмаркшейдерия»30ЗАО ИГП «ВАДИС»
14ООО «ГМУстрой»31ООО «ЭЛГАД Строй»
15ООО «Параллель»32ООО «МежСтройЗем»
16ООО «Землемер»33Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области»
17ООО НПЦ «Геоинформационные сиситемы»

В колледже с 1993 года существует система трудоустройства выпускников. С организациями-работодателями заключаются прямые договора на подготовку специалистов (см. Таблицу 3). До 2009 года в колледж ежегодно поступало более 150 заявок на специалистов от организаций. Но начиная с 2009 года количество заявок резко сократилось в связи с экономическим кризисом.

Таблица 4

Данные по трудоустройству студентов бюджетных специальностей

№№ п/пПоказатель / Год2008200920102011
1Общее количество выпускников бюджетных специальностей (чел.)1141119784
2Трудоустроено по договорам (%)6643314
3Выбрали свободное трудоустройство (%)1355726
4Поступили в вузы (%)16132547
5Призваны в армию, на базе 9 классов (%)1791513

График 13. Показатели трудоустройства выпускников
Из таблицы 4 видно, что до 2010 года более половины выпускников базовых специальностей трудоустраивались в соответствии с договорами. Остальная часть выпускников трудоустраивалась самостоятельно или продолжала обучение в вузах (от 10 % в 2008 году до 36 % в 2011 году) на дневной и заочной формах обучения. На показатель трудоустройства сильно влияет то, что большая часть выпускников колледжа - юноши призывного возраста и сразу по окончании колледжа они призываются в армию.

Раз в 5 лет колледж производит мониторинг уровня подготовки специалистов и на постоянной основе отслеживает профессиональное продвижение выпускников колледжа. Из анализа информации, полученной по 20 организациям в 2010 году, можно сделать следующие выводы:

1. Уровень технической подготовки выпускников отвечает требованиям производства.

2. Высокий уровень владения специальным программным обеспечением (Панорама, Нева, Mapinfo и другим).

3. Творческий подход к решению производственных задач, интерес к освоению новых технологий.

4. Хорошие организаторские способности.

Работодатели высказывали свои предложения по подготовке специалистов и рекомендовали уделять более пристальное внимание обучению:
  • производству кадастровых работ и ведению межевых дел;
  • выполнению съемочных работ с применением глобальных навигационных систем;
  • работе с прикладными программами (Автокад);
  • дешифрированию космических снимков;
  • управлению коллективом.
Общежитие
Самым сложным и ответственным участком в воспитательной системе колледжа геодезии и картографии является общежитие, где проживает более 200 иногородних студентов. Кроме того, на период сессии колледж обеспечивает общежитием и студентов заочного отделения.

Несмотря на такую нагрузку, администрация колледжа постаралась создать студентам очень комфортабельные условия. Учащиеся живут по 2-3 человека в комнате. Имеются актовый зал, комната для занятий, спортзал, кафе, прачечная и радиоузел. В дневное время воспитательная работа в общежитии осуществляется старшим воспитателем, а в ночное - дежурными по режиму из числа преподавателей. Такая практически круглосуточная работа необходима из-за возраста студентов, 70 % которых - несовершеннолетние, что накладывает особенную ответственность на администрацию учебного заведения.
Финансовое положение колледжа
Консолидированный бюджет колледжа складывается из государственного бюджетного финансирования и внебюджетного фонда (основная и дополнительная образовательная деятельность, попечительские взносы, плата за общежитие и другое).

Таблица 5

Финансирование колледжа в 2008-2011 годах

Источник доходов / Год2008200920102011

Государственное бюджетное финансирование,

в т. ч. ФОТ (руб.)

23,6 млн

9,6 млн
26,8 млн

12,2 млн
27,5 млн

14,5 млн
26,2 млн

14,5 млн
Средства от внебюджетной деятельности (руб.)10,6 млн13,6 млн13,6 млн15,4 млн
Консолидированный бюджет (руб.)34,2 млн40,4 млн41,1 млн41,7 млн
Общая численность обучающихся (чел.)796825787804
Фактическое финансирование на одного обучающегося (руб.)43,0 тыс.49,0 тыс.52,2 тыс.51,9 тыс.

Из таблицы 5 видно, что объем государственного бюджетного финансирования за последние 3 года практически не менялся (при увеличении инфляции за этот период более чем на 20 % и резком увеличении коммунальных расходов). Фонд оплаты труда последние 2 года также не увеличился. Не финансировались из государственного бюджета такие статьи расходов, как связь, транспортные услуги, материальные запасы, охрана.

Колледжу не хватает средств на коммунальные услуги и содержание имущества. На приобретение оборудования в 2011 году было получено 64 тысячи рублей, что в 25 раз меньше чем в 2010 году.

Все это ведет к тому, что колледж, испытывая постоянный финансовый дефицит, находится в состоянии стагнации. И если бы университет МИИГАиК не оказывал дополнительную помощь, то выживание колледжа геодезии и картографии оказалось под угрозой.

Понимание той важной задачи, которую выполняют средние профессиональные образовательные учреждения по подготовке так необходимых стране кадров среднего звена, побуждает коллектив Московского колледжа геодезии и картографии, несмотря на трудности, исполнять свой профессиональный долг по подготовке геодезистов, картографов, специалистов в области земельно-имущественных отношений.

Важно, чтобы это понимание разделяли и люди, которые в силу своего положения определяют стратегию развития среднего профессионального образования в стране.
Геннадий Хинкис, директор Московского колледжа геодезии и картографии (МИИГАиК), заслуженный работник геодезии и картографии РФ
Портал государственных услуг Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области Колледж Геодезии и Картографии МИИГАиК Московская областная Дума Министерство имущественных отношений Московской области
услуги Росреестра