Такой же мечтой, как дача, в былые годы была мечта о личном автомобиле. Страшным сном представляется теперь многолетняя очередь за правом приобрести самый простенький автомобиль. На него копили полжизни, передавали по наследству. Это была самая настоящая роскошь - предел мечтаний о хорошей жизни. На автомобиле можно было ездить на дачу. С тех давних уже времен, атрибуты «успешной жизни» генетически заложены у многих наших соотечественников: владеть автомобилем и дачей - престижно.
На сегодняшний день с автомобилем все более или менее ясно. Есть товар - есть выбор. Есть средние цены, срок и стоимость эксплуатации, а также гарантийные обязательства. Копи, покупай и пользуйся. К сожалению, про дачу говорить нечто подобное пока еще рановато.
Начнем с того, что как такового «дачного законодательства» в настоящее время практически не существует. Основой является закон
Однако, после того как земля стала объектом
На волне «дачного бума» и общего роста доходов свой взор на земельные участки обратили как потенциальные покупатели дачных участков, у которых появилась долгожданная возможность стать собственниками загородной недвижимости, так и новоявленные инвесторы, просчитавшие огромную выгодность дачного бизнеса. Вскоре большое количество земельных участков получило новых собственников, мечтающих о создании загородных проектов. Часть из них рискнули вложить собственные средства в создание и развитие поселка, и не прогадали, получив неплохую прибыль. У некоторых из них не хватило финансов или практических знаний, что привело к потере прибыльности их проекта. Тем не менее эти проекты были доведены до конца. А потом наступил кризис 2008 года, который буквально перевернул весь загородный рынок в целом, а в особенности - его дачный сегмент.
«Подстроившись» под покупателя, у которого еще не было достаточной правовой культуры для понимания основных аспектов «дачного бизнеса», «новые девелоперы» обрушили на рынок поток предложений о продаже земельных участков в проектах начальной стадии готовности.
Появилась распространенная схема продажи земельного участка без строительного подряда в дачном или коттеджном поселке, предусматривающая платежи отдельно за земельный участок и отдельно за коммуникации. Случаются и требования отдельного платежа за инфраструктуру. Как правило, платежи за коммуникации и инфраструктуру вносятся как целевой взнос в дачное или садовое некоммерческое объединение, в которое при оформлении договора
В связи с тем, что все финансовые расчеты девелопера по обеспечению поселка коммуникациями и инфраструктурой основаны на платежах будущих покупателей, полная реализация задуманного возможна лишь при выполнении плана розничных продаж земельных участков. Как показывает довольно обширная практика компании «Абсолютный Формат», предварительные расчеты девелоперов редко совпадают с реальностью. Это происходит в связи с ошибками в расчетах непрофессионального девелопера, а также в связи с постоянными изменениями рынка загородной недвижимости, за которыми девелопер не имеет возможности успеть, в результате теряя клиентов.
Какой бы грустной ни была эта картина, не стоит сразу обвинять девелопера проекта в наличии состава преступления или злого умысла. В большинстве случаев собственники сами не ожидали подобного развития событий и теперь не знают, что делать и как им «выбраться» из проекта.
Эксперты компании «Абсолютный Формат» еще в 2009 году прогнозировали, что в 2012 году наступит пиковая ситуация, когда покупатели многочисленных загородных проектов осознают печальные перспективы краха надежд на комфортную загородную жизнь в готовом поселке. Став собственниками земельных участков, покупатели не имеют возможности реализовать задуманное, а именно стать «дачниками» в полном смысле этого слова. При этом их никто не обманывал, просто так случилось, что они фактически стали соинвесторами дачного проекта, который не состоялся в ожидаемые сроки. Достаточно жесткий, но предельно точный термин, определяющий таких покупателей, - «самообманувшиеся дачники». Это люди, поверившие в то, что, купив за сравнительно небольшую сумму земельный участок (а именно этот аргумент был решающим при покупке), они в кратчайшие сроки получат полноценный товар в виде земельного участка в готовом загородном поселке с инфраструктурой и коммуникациями. Не просчитав риски, «купившись» на небольшую стоимость, клиенты подобных проблемных проектов в очередной раз доверились случаю, поверили в возможность очень дешево получить товар высокого качества.
Складывающаяся на загородном рынке ситуация крайне похожа на ту, что была в свое время на рынке городской недвижимости. Речь идет о «схемах с долевым участием» покупателей в строительстве жилых домов. Государство вмешалось и более или менее успешно отрегулировало ситуацию в этом сегменте рынка. Однако не следует забывать то, о чем говорилось в начале этой статьи.
Получается парадоксальная ситуация, вложив денежные средства в покупку земельного участка в строящемся дачном поселке, покупатели становятся членами дачного или садового образования и несут обязательства (опосредованно через дачную или садовую организацию) по всему кругу вопросов, связанных с достройкой этого поселка.
Если по первому «вечному» вопросу: «кто виноват?» - более или менее понятно, что вину следует разделить
Ошибки - предпочтительно чужие - хорошие учителя. Сегодня на загородном рынке дачной недвижимости имеется достаточное количество интересных проектов. Земельные участки без подряда в готовом поселке с коммуникациями и инфраструктурой продолжают оставаться удачной инвестицией, которая имеет право быстро превратиться в «дачу мечты». Также очень востребованными остаются поселки с готовым домостроением. Вместе с тем в ближайшие
После шумных и скандальных историй, связанных с обманутыми вкладчиками и обманутыми дольщиками, финансовый рынок и рынок городской недвижимости не прекратили свое существование. Люди не перестали вкладывать денежные средства и не перестали приобретать жилье. Просто они стали более тщательно выбирать компании и более придирчиво относится ко всем деталям, не доверяя щедрым обещаниям. А сами компании были вынуждены перестроить свой бизнес, чтобы быть востребованными на рынке. История «самообманувшихся дачников» пусть и менее болезненна, но очень похожа на истории обманутых вкладчиков и обманутых дольщиков. Во всех предыдущих случаях ситуацию удавалось брать под контроль и не допускать ее негативного развития в крупных масштабах.
Есть все предпосылки к тому, что в 2012 году на информационном фоне множества проблемных загородных проектов государство будет вынуждено вмешаться в «дачный бизнес» и законодательно отрегулировать его на всех уровнях. Должны быть определены новые «правила игры» на дачном рынке. В любом случае дачный сегмент загородного рынка гарантированно ожидают большие перемены, которые пойдут только на благо как покупателям загородной недвижимости, так и профессионалам, работающим на этом рынке.
«Ценопад» на участки без подряда
Парадоксальная ситуация сложилась на рынке участков без подряда: количество предложений увеличилось на несколько процентов, а спрос, напротив, снизился. Вдохновленные примером прошлого года, когда спрос на участки без подряда был достаточно велик, многие компании, и действующие на рынке и вновь появившиеся, приобретали сравнительно недорогую землю, чтобы реализовывать без подряда.
В результате на сегодняшний день в Подмосковье выставлены на реализацию участки в 314 поселках, общей площадью 7500 гектаров. Но ожидаемого ажиотажа вокруг этих участков не наступило, и произошло естественное падение цен в данном сегменте рынка. В результате, если в конце прошлого года цена за сотку на таком участке составляла от 240 тысяч рублей, то весной этого года она понизилась, и теперь уже одна сотка на участке без подряда стоит
Таким образом, «ценопад» на рынке участков без подряда составил на данный момент
Естественно, это положение на рынке заставляет компании действовать, и сейчас большинство участков без подряда реализуется с обязательным электроснабжением и газоснабжением. Если в более продуктивный период это позволило бы повысить цену земельного участка, то в ситуации, когда предложение значительно превышает спрос, это всего лишь маркетинговая мера по привлечению клиентов. С одной стороны, статистика показывает рост числа продаж участков без подряда по сравнению с четвертым кварталом 2010 года
По материалам сайта www.oasishostel.ru