Информационно-аналитический журнал о землеустройстве, геодезии, картографии и навигации «Земельный Вестник Московской области»
Право ограниченного пользования земельным участком
Особенности оформления ограничения прав пользования на земельные участки при размещении и эксплуатации линейных объектов (газораспределительных сетей)
Градостроительный кодекс Российской Федерации понимает под линейными объектами линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Особенностью размещения линейных объектов является то, что они лишь частично ограничивают права собственника земельного участка, на котором расположены, и в основном не препятствуют использованию земельного участка по целевому назначению, в связи с чем оформление прав собственности или аренды на такие земельные участки нецелесообразно.
Сервитут
В настоящее время сервитут рассматривается одним из прав ограниченного пользования чужим земельным участком, обеспечивающих сохранность и целостность нахождения на нем линейных объектов, развитие и легкий доступ к земельным участкам.

Действующим законодательством предусматривается установление как частного, так и публичного сервитута. При этом частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, то есть договором о сервитуте между заинтересованным лицом и собственником земельного участка, а публичный сервитут - законом или иным нормативно-правовым актом.

В целях обслуживания и ремонта линейных объектов, а так же соблюдения режима использования линейных объектов могут быть установлены публичные сервитуты:
  • для прохода или проезда через земельный участок;
  • для использования земельного участка в целях ремонта линий электропередачи и сетей (линейных объектов), а так же объектов транспортной инфраструктуры.
Установление публичного сервитута разрешается только для существующих линейных сооружений, при этом требуется проведение публичных слушаний.

Порядок установления на территории Московской области публичных сервитутов определен статьями 17 и 18 Закона Московской области от 7 июня 1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области».

Публичные сервитуты устанавливаются Правительством Московской области по инициативе центральных исполнительных органов государственной власти Московской области или по представлению органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления устанавливают публичные сервитуты по собственной инициативе, а так же по ходатайству заинтересованных физических и юридических лиц.

Публичные сервитуты устанавливаются в отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет.

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

В связи с установлением публичного сервитута уполномоченный орган Московской области и органы местного самоуправления обеспечивают государственную регистрацию ограничения права на земельный участок.

Правообладатель земельного участка, обремененного публичным сервитутом, вправе направить в орган, принявший решение об его установлении, заявление о прекращении публичного сервитута или об установлении соразмерной платы.

Организацию и проведение общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута обеспечивает инициатор его установления.

Общественные слушания проводятся до внесения вопроса об установлении публичного сервитута на рассмотрение Правительства Московской области или органов местного самоуправления.

Информация о проведении общественных слушаний по установлению публичного сервитута подлежит опубликованию в средствах массовой информации в срок не позднее 30 календарных дней до их проведения.

Если публичный сервитут устанавливается Правительством Московской области, информация публикуется в средствах массовой информации, осуществляющих официальное опубликование актов Правительства Московской области, и в средствах массовой информации, осуществляющих официальное опубликование актов органов местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится земельный участок или часть земельного участка, на котором будет действовать публичный сервитут.

Если публичный сервитут устанавливается органами местного самоуправления, информация о проведении общественных слушаний публикуется в средствах массовой информации, осуществляющих официальное опубликование актов органов местного самоуправления этого муниципального образования.

При установлении публичного сервитута возникает несколько проблемных моментов.

1. Установление сервитута разрешается только для существующих линейных сооружений.

2. Публичные сервитуты устанавливаются в отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет.

3. Не урегулирован вопрос в части возмещения убытков собственникам земельных участков.
Охранная зона
Для обеспечения безопасной эксплуатации газопроводов российским законодательством устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков. Земельные участки, входящие в границы охранной зоны газопровода, не изымаются у их собственников, владельцев, пользователей, арендаторов и используютсяими по целевому назначению с обязательным соблюдением установленных существующим законодательством ограничений.

Постановлением Правительства РФ № 878 от 20 ноября 2000 года «Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей» установлен порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определены права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а так же обязанности по предотвращению аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий.

Утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.

На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается:

а) строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения;

б) сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями;

в) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений;

г) перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно-измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей;

д) устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ;

е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;

ж) разводить огонь и размещать источники огня;

з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра;

и) открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики;

к) набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них;

л) самовольно подключаться к газораспределительным сетям.

Эксплуатационные организации газораспределительных сетей при условии направления собственникам, владельцам или пользователям земельных участков, которые расположены в охранных зонах, предварительного письменного уведомления имеют право проводить следующие работы в охранных зонах:

а) техническое обслуживание, ремонт и диагностирование газораспределительных сетей;

б) устройство за счет организаций - собственников газораспределительных сетей дорог, подъездов и других сооружений, необходимых для эксплуатации сетей на условиях, согласованных с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков;

в) рытье шурфов и котлованов, бурение скважин и другие земляные работы, осуществляемые с целью определения технического состояния газораспределительных сетей или их ремонта;

г) расчистку трасс (просек) газопроводов от древесно-кустарниковой растительности при наличии лесорубочного билета, оформленного в установленном порядке.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что установление охранных зон является простой и эффективной процедурой, позволяющей собственник у газораспределительных сетей проводить в установленной охранной зоне широкий диапазон работ в целях их бесперебойного функционирования.
Екатерина Андрусишина, заместитель директора по земельно-имущественным отношениям Московского областного филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»
Портал государственных услуг Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области Колледж Геодезии и Картографии МИИГАиК Московская областная Дума Министерство имущественных отношений Московской области
услуги Росреестра