Объединение систем учета земельных участков и объектов капитального строительства - это процесс намного более сложный, чем объединение систем регистрации и кадастрового учета. Там происходило все легче, поскольку обе системы были федеральные и централизованные. А в технической инвентаризации действуют региональные унитарные предприятия, в каждом из которых существуют свои правила и порядки.
Кроме того, в сфере технического учета и технической инвентаризации существует устаревшая нормативная база, которая уже много лет не менялась. Эти обстоятельства усложняют реорганизацию. И мы пытаемся сейчас просчитать все до мелочей и только после этого переходить к новой системе с четким планом и с четким пониманием того, как все будет работать в новых условиях, чтобы реформа не привела к остановке всей системы учета и инвентаризации.
Каким образом произойдет передача функций по учету объектов капитального строительства от БТИ к Кадастровым палатам. Очевидно, что нельзя это сделать одномоментно по всей стране. Поэтому мы предлагаем разделить все регионы по группам и передавать эту функцию поэтапно. В тех регионах, где учет сохраняется в БТИ, будут пока действовать правила, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 года № 921 «О Государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства». Но в регионах, где сейчас действует ЕГРОКС, новые правила вступят в первую очередь, поскольку там уже налажено взаимодействие между Кадастровыми палатами и БТИ, есть базы данных и осуществляется перенос информации.
Дальнейший график будет определяться Росреестром, исходящим из степени готовности Кадастровых палат принять всю работу по учету. Надо понимать, что это дополнительные очереди для приема граждан, это обучение сотрудников, это вопросы с архивами и так далее. Кстати, технический учет зданий и помещений по объему намного превышает кадастровый учет земли, потому что самих объектов капитального строительства больше на любой площади, чем земельных участков, и оборот с ними гораздо чаще происходит.
Временный порядок учета зданий и сооружений, действующий в течение переходного периода, юридически не считается
На период передачи функций технического учета из БТИ в Кадастровую палату нет смысла сохранять монополию на работы по инвентаризации. И здесь предусматривается право любых организаций, в штате которых есть кадастровые инженеры, аттестованные в установленном порядке, проводить техническую инвентаризацию.
Это не будет пока называться кадастровыми работами, потому что закон этого не разрешает, - это будет техническая инвентаризация. Описание объектов мы предлагаем сразу осуществлять по новым правилам в соответствии с техническими планами. В 2013 году, как это предусмотрено законом, мы просто поменяем вывеску, а процедуры останутся теми же самыми.
По правилам технического учета каждому зданию, строению, сооружению присваивается буквенное обозначение - литера, которая вносится в технический паспорт домовладения. То есть, помимо основного объекта, на участке может присутствовать еще масса вспомогательных объектов, например пристройки, сараи и другое. В кадастре нет основных или вспомогательных объектов - там есть просто объекты кадастрового учета.
Если переносить в кадастр каждую литеру как объект кадастрового учета, получится огромное количество объектов кадастрового учета, которые, в свою очередь, станут объектами массовой оценки и объектами налогообложения.
Но если переносить в кадастр только основной объект, а все остальное указывать как дополнительные характеристики, тогда можно потерять ряд объектов. Это принципиальный вопрос:
Сложная ситуация возникает в случае несоответствия характеристик одного объекта, полученных из разных источников, поскольку информация об объекте сейчас может находиться в базах
Хотя, конечно, все зависит от ситуации по каждому объекту. Информация могла измениться в ЕГРП недавно, и при этом не измениться в БТИ. И наоборот, информацию могли поменять в БТИ, но не поменять в ЕГРП. И надо смотреть по дате изменений, по документам. Представьте себе количество объектов и территорию страны, чтобы в ручном режиме сделать такую колоссальную работу. Нам предстоит еще долго разгребать эти завалы несоответствий и нестыковок.
Важное обстоятельство, на которое следует обратить внимание, - это то, что объекты, учтенные по новым правилам, в Кадастровой палате одновременно считаются ранее учтенными объектами ГКН. То есть заявитель, обратившись в Кадастровую палату, может поставить свой объект на временный технический учет. При этом будет фактически осуществляться кадастровый учет, правда, не через заявительный принцип, а через временный реестр объектов. После 2013 года этот объект будет перенесен в кадастр как ранее учтенный, поскольку закон это позволяет. И, таким образом, все объекты попадут в кадастр автоматом как ранее учтенные, и выписку по ним можно будет получать не только из ЕГРОКС, но и из государственного кадастра недвижимости. При этом термин ЕГРОКС сохранится, хотя полностью поменяются правила его ведения и содержания.
Сложность состоит в том, что техническая инвентаризация является делом добровольным и, хотя в настоящее время отсутствует такое массовое явление, как постановка объектов на учет без инвентаризации, но в будущем количество таких объектов может значительно возрасти. Поскольку их инвентаризационная стоимость определена не будет, то они выпадут из налогооблагаемой базы.
После передачи учета в Кадастровую палату сразу возникает вопрос: а кто будет считать стоимость? Кадастровые инженеры с этого момента ее считать не будут, поскольку не имеют такой функции. Их задача - сделать технический план, в котором нет инвентаризационной стоимости. А Кадастровая палата не будет считать, потому что не имеет полномочий. Но даже если государство наделит полномочиями инженера или Кадастровую палату, то остается вопрос: а как будет происходить расчет стоимости? По старой методике Кадастровая палата посчитать не сможет, потому что тех характеристик, которые нужны для расчета инвентаризационной стоимости, в новом техническом плане уже не будет.
Другой вариант - это сказать, что кадастровый инженер должен посчитать эту стоимость в момент проведения технической инвентаризации. В принципе этот вариант имеет право на жизнь, поскольку так сегодня и происходит. Фактически сотрудник БТИ считает инвентаризационную стоимость в процессе инвентаризации. Здесь, конечно, будет масса вопросов, когда придут считать инвентаризационную стоимость те кадастровые инженеры, которые раньше землей занимались. Они в этой методике утонут и ничего не поймут, так как она очень сложная и по ней есть много вопросов - как ее применять и как считать эту стоимость по объектам. Но, тем не менее, этот подход имеет право на жизнь.
Еще один вариант - это определить, что кадастровая инвентаризационная стоимость считается в процентах от кадастровой. Сейчас заключен большой контракт на массовую оценку, есть стандарты, и в принципе этот третий вариант позволяет осуществить переход от кадастровой стоимости к новому налогу на недвижимость. Если правильно подобрать цифры, то можно избежать увеличения нагрузки на налогоплательщика, которым чревато изменение налоговой базы. Вообще действующая методика корректна, она не устарела и ее можно использовать в ближайшие несколько лет.
Я не знаю, когда появится глава в Налоговом кодексе, посвященная новому налогу на недвижимость. Пока еще нет даже проекта этого закона. Некоторые называют его единым налогом на недвижимость. Другие - просто налогом на недвижимость. Как рассчитывать единый налог, тоже пока никто не знает, потому что у нас по Гражданскому кодексу здание (объект) существует отдельно, а земельный участок - отдельно. Значит, получается, что нужно либо взять земельный налог и включить в него стоимость здания, как улучшение, либо наоборот, взять налог на здание и включить в него стоимость прав на земельный участок, на котором он расположен.
Хотя сейчас и проводится массовая оценка зданий, сооружений, помещений, и на ее организацию тратятся достаточно большие деньги, но не исключено,
Но на сегодняшний день Росреестр не обладает помещениями, оборудованными и пригодными для хранения того объема архивов, который хранится в органах БТИ. В этом вопросе нет пока однозначного ответа. Самое разумное было бы арендовать у субъектов Российской Федерации все помещения, в которых хранятся архивы, чтобы не трогать их и не перевозить никуда. Потому что, как показала практика, нельзя перевезти архив, ничего не потеряв. Обязательно
Единому налогу на недвижимость дали отсрочку
«У нас долго не будет единого налога на недвижимость - это наша общая позиция: Министерства финансов, Федеральной налоговой службы и Министерства экономического развития. У нас будет отдельный налог на имущество и земельный налог», - заявила министр экономического развития Российской Федерации Эльвира Набиуллина по итогам заседания Государственного совета, состоявшегося 26 декабря 2011 года.
Эльвира Набиуллина напомнила, что действующее законодательство исходит из того, что оформление собственности произведено по разным объектам. «Если сейчас взять отдельно оформленные титул собственности на землю и титул собственности на здание и заставить людей и организации все это переоформлять в отдельный документ, это будет очень сложно», - пояснила министр. «Мы даже заставить зарегистрировать права собственности не можем - у нас заявительный порядок», - добавила Эльвира Набиуллина.
Таким образом, по ее словам, перейти на взимание единого налога на недвижимость можно будет постепенно в течение нескольких лет, когда люди сами начнут регистрировать свою собственность как единый объект. Вместе с тем, по словам главы Минэкономразвития России, к концу 2012 года будет завершена кадастровая оценка объектов недвижимости, и это позволит регионам начать собирать налоги, исходя из рыночной цены.
До того как регионы получат такое право, по словам министра, необходимо будет создать нормально работающий режим оспаривания кадастровой оценки. Эльвира Набиуллина подчеркнула, что это займет некоторое время, но отдельные пилотные регионы смогут получать право устанавливать ставки имущественного налога, исходя из рыночной оценки, уже с 2013 года.
www.nalog.ru
Сейчас субъектам Российской Федерации передается массовая оценка объектов недвижимости. Чтобы обеспечить проведение массовой оценки, нужны оценщики и нужен мощный информационный центр, в котором будет храниться вся эта информация. Это тоже большая работа, и роль БТИ здесь могла бы быть незаменимой.
Но есть еще очень важный сегмент, регулируемый законами рынка, а именно кадастровая деятельность. И здесь все зависит от политики самих БТИ: смогут ли они занять достойную нишу на этом рынке, как будет организована работа по земельным участкам и по объектам капитального строительства. Я думаю, что предприятия, которые овладеют новейшими технологиями, получат конкурентное преимущество, работая эффективнее, быстрее и качественнее.