Информационно-аналитический журнал о землеустройстве, геодезии, картографии и навигации «Земельный Вестник Московской области»
Метод кадастровой оценки не противоречит конституционным правам
Решение Конституционного суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 276-О-О об отказе к принятию на рассмотрение жалобы об оспаривании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Конституционный суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы ФГУП организации научного обслуживания «Агронаучсервис» о нарушении конституционных принципов справедливости и соразмерности налогообложения, действовавшим до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а потому о несоответствии указанного пункта статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации статьям 1, 19, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.

Оспариваемой редакцией пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации было закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка, при которых кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Конституционным судом Российской Федерации установлено, что закрепление в оспариваемом положении пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации двух порядков расчета кадастровой стоимости: по результатам проведения государственной кадастровой оценки или путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально, - было обусловлено сложностью стоявших перед законодателем задач в условиях несформированного рынка земли в Российской Федерации. При этом правовое регулирование, закрепляющее использование при проведении государственной кадастровой оценки земельных участков преимущественно методов массовой оценки, но не исключающее использование в некоторых случаях определения рыночной стоимости путем индивидуальной оценки, не может рассматриваться как нарушение принципа равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения кадастровой стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не нарушает конституционные права налогоплательщиков,
в том числе заявителя.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в новой редакции предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Кроме того, Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был дополнен главой III «Государственная кадастровая оценка», в статье 24 которой прямо указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

Портал государственных услуг Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области Колледж Геодезии и Картографии МИИГАиК Московская областная Дума Министерство имущественных отношений Московской области
услуги Росреестра