Электронные услуги в области кадастра
Федеральные власти меняют правила игры на земельном рынке. Нововведения призваны повысить эффективность использования земельных ресурсов с точки зрения и застройки, и налогообложения.
Приказ о запуске в промышленную эксплуатацию интернет-портала государственных услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде, был подписан 25 мая 2010 года. До этого момента портал функционировал в тестовом режиме. Процесс создания и развития электронных сервисов преследует две основные цели: с одной стороны, это повышение доступности и качества госуслуг, а с другой - сокращение сроков их предоставления.
Возможность получить необходимые сведения из Государственного кадастра недвижимости (ГКН), не выходя из дома, - это важнейший шаг к созданию сервисно-ориентированной инфраструктуры органов кадастрового учета. Акцент на подобный принцип построения органов государственной власти и подведомственных им структур выражен в государственной программе «Информационное общество (2011-2020 годы)» [1]. По словам разработчика программы - главы Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Игоря Щеголева - сервисно-ориентированная инфраструктура - это развитие сетей доступа к информации и формирование цифрового контента и конкретных сервисов для граждан [2].
Заместитель руководителя Росреестра Вадим Андропов подчеркнул, что Росреестр делает все возможное, чтобы контакты заявителя с чиновниками ведомства были сведены на нет. Логика расширения спектра госуслуг, предоставляемых в электронном виде, направлена не только на повышение их качественной составляющей, но и на борьбу с коррупцией.
Интересными с этой точки зрения представляются результаты ежегодного социологического исследования Международного центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International «Глобальный барометр коррупции 2010» [3], по итогам которого Россия попала в группу стран со средним уровнем коррупции наряду с такими государствами, как Армения и Белоруссия. Исследование ранжирует страны согласно восприятию степени распространенности коррупции в государственном секторе. В 2010 году26 % россиян признались, что за прошедшие 12 месяцев давали одну или несколько взяток, против 31 % в 2009 году. По итогам прошлогоднего исследования Россия по уровню коррупции находилась по соседству с Азербайджаном, Боливией, Индонезией, Кенией и Монголией: в этих странах 23-49 % респондентов признались, что дают взятки. Также в 2009 году на вопрос о серьезности в России проблемы коррупции в распоряжении земельными ресурсами на низовом уровне (земельные налоги, покупка и регистрация земельных участков) 46 % респондентов ответили, что это очень серьезная проблема.
В 2011 году ключевой тенденцией в работе Федерального государственного учреждения «Кадастровая палата» по Московской области (далее по тексту- Кадастровая палата) стало приоритетное развитие электронных сервисов при предоставлении сведений, содержащихся в ГКН.
В настоящее время для Московской области на портале (http://portal.rosreestr.ru) доступен широкий спектр услуг:
Размер платы за предоставление сведений, внесенных в ГКН, в виде электронного документа, установленный Минэкономразвития РФ [4], заметно отличается от платы за аналогичные документы на бумажном носителе. Экономические выгоды вполне очевидны, так, например, кадастровая выписка об объекте недвижимости в виде электронного документа обойдется физическому лицу в 150 рублей, тогда как в виде традиционного бумажного документа в 400 рублей. Ценовое соотношение для юридических лиц показано на рисунке 1.
Информацию справочного характера в режиме онлайн пользователи Порталапо-прежнему могут получать бесплатно. Например, из сервиса «Публичная кадастровая карта» можно сразу перейти в раздел «Справка в режиме онлайн», в котором по кадастровому номеру земельного участка, или адресу его местоположения предоставляется следующая информация:
Таким образом, через портал получить требуемую услугу, не отходя от компьютера, можно на всех этапах, начиная от формирования запроса и просмотра его статуса, до оплаты и получения результата в виде электронного документа.
Обращение в Кадастровую палату через портал является эффективным способом взаимодействия не только с экономической точки зрения. Так для пользователей портала сроки постановки на кадастровый учет объектов недвижимости сокращены с установленных законом 20 рабочих дней до 10.
Несмотря на общий позитивный тренд развития электронных услуг, за 7 месяцев доля запросов, поступивших через портал, в Московской области составляет11,3 % от общего их количества за тот же период (Рис. 2). Для сравнения, в Татарстане доля электронных запросов достигает 30 %.
Однако динамика роста электронных запросов в Московской области(Рис. 3), позволяет прогнозировать дальнейшее их увеличение. Для построения линии тренда развития электронных услуг использованы количественные показатели за период с мая по ноябрь 2010 года. Тренд показывает основное направление развития тенденций, сложившихся в указанный период времени, на будущий период.
На официальном сайте Росреестра размещен подробный путеводитель по порталу. Инструкции, выполненные в формате презентации, наглядно демонстрируют формирование запроса о предоставлении сведений ГКН в электронном виде и возможности поиска необходимой информации в сервисе «Публичная кадастровая карта». По словам заместителя руководителя Росреестра Вадима Андропова, для удобства пользователей планируется запустить также пошаговые видеоинструкции к сайту.
Таким образом, можно рассматривать портал как удобный инструмент, позволяющий на пользовательском уровне получать необходимые сведения из кадастра недвижимости с минимальными временными и экономическими издержками.
По мере развития и усложнения процессов информатизации общества основным критерием профессионализма и востребованности на рынке труда для кадастровых инженеров становится обладание современными инструментами взаимодействия с органами кадастрового учета. Прежде всего это электронные методы взаимодействия, которые в ближайшем будущем будут все более и более преобладать над традиционными.
«Новые формы и методы работы Росреестра уже сегодня обеспечивают гражданам доступность и качество оказываемых услуг»
Сергей Васильев, руководитель Росреестра
Заместитель руководителя Росреестра Вадим Андропов подчеркнул, что Росреестр делает все возможное, чтобы контакты заявителя с чиновниками ведомства были сведены на нет. Логика расширения спектра госуслуг, предоставляемых в электронном виде, направлена не только на повышение их качественной составляющей, но и на борьбу с коррупцией.
Интересными с этой точки зрения представляются результаты ежегодного социологического исследования Международного центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International «Глобальный барометр коррупции 2010» [3], по итогам которого Россия попала в группу стран со средним уровнем коррупции наряду с такими государствами, как Армения и Белоруссия. Исследование ранжирует страны согласно восприятию степени распространенности коррупции в государственном секторе. В 2010 году
В 2011 году ключевой тенденцией в работе Федерального государственного учреждения «Кадастровая палата» по Московской области (далее по тексту
В настоящее время для Московской области на портале (http://portal.rosreestr.ru) доступен широкий спектр услуг:
- Предоставление сведений о территориальных отделах Управления Росреестра по Московской области: расписание, контакты, схема проезда,
веб-камеры. - Бесплатное получение общедоступной справочной информации из ГКН и государственного реестра прав
(ГРП) в режиме реального времени. - Предоставление по запросу сведений ГКН в виде юридически значимых электронных документов.
- Интерактивная публичная кадастровая карта.
- Постановка объектов на кадастровый учет в электронном виде.
- Бесплатное распространение необходимого программного обеспечения для последующего заполнения заявления о постановке на кадастровый учет в электронном виде.
Рис. 1. Плата за предоставление сведений ГКН для юридических лиц
Информацию справочного характера в режиме онлайн пользователи Портала
- статус земельного участка;
- дата постановки на кадастровый учет;
- категория земель;
- площадь земельного участка;
- кадастровая стоимость;
- наличие зарегистрированных прав.
Таким образом, через портал получить требуемую услугу, не отходя от компьютера, можно на всех этапах, начиная от формирования запроса и просмотра его статуса, до оплаты и получения результата в виде электронного документа.
Рис. 2. Доля электронных запросов на выдачу сведений из кадастра в Московской области
Несмотря на общий позитивный тренд развития электронных услуг, за 7 месяцев доля запросов, поступивших через портал, в Московской области составляет
Однако динамика роста электронных запросов в Московской области
Рис. 3. Динамика роста электронных запросов в Московской области
Таким образом, можно рассматривать портал как удобный инструмент, позволяющий на пользовательском уровне получать необходимые сведения из кадастра недвижимости с минимальными временными и экономическими издержками.
По мере развития и усложнения процессов информатизации общества основным критерием профессионализма и востребованности на рынке труда для кадастровых инженеров становится обладание современными инструментами взаимодействия с органами кадастрового учета. Прежде всего это электронные методы взаимодействия, которые в ближайшем будущем будут все более и более преобладать над традиционными.
Дина Ганина, ведущий инженер отдела информационных технологий ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области
1. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 года № 1815-р.
2. Источник: «Российская газета»- Федеральный выпуск № 5326 (247) от 1 ноября 2010 года / Статья Вячеслава Исайкова «Тянутся к сети. Россияне готовятся общаться с властью через компьютер».
3. Данные официального сайта www.transparency.org.
4. Приказ Минэкономразвития РФ от 30 июля 2010 года№ 343 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы».
2. Источник: «Российская газета»
3. Данные официального сайта www.transparency.org.
4. Приказ Минэкономразвития РФ от 30 июля 2010 года