Кадастровый учет сведений о разрешенном использовании земельного участка
В письме от 17 декабря 2010 года №2269 директора ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области Виктора Шило содержится разъяснения по вопросам внесения в государственный кадастр сведений о разрешенном использовании земельного участка.
Андрей Осипов
1. По вопросу о порядке внесения в кадастр сведений о разрешенном использовании земельного участка
1.1 государственного кадастрового учета земельных участков (далее
1.2 кадастрового учета, осуществляемого на основании документов, представляемых в порядке, установленном для информационного взаимодействия при ведении кадастра. При этом орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в сведения кадастра о разрешенном использовании земельного участка, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения. Порядок информационного взаимодействия при ведении кадастра утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года
1.3 исправления ошибок, допущенных при ведении кадастра (в случае наличия таких ошибок). При этом в качестве оснований изменения сведений кадастра выступают документы, предусмотренные статьей 28 Закона
Независимо от применения того или иного порядка внесения в кадастр сведений о разрешенном использовании земельного участка, установленного Законом
В частности, в Реестре могут содержаться сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса
Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Кроме того, необходимо учитывать положения пункта 58 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года
2. По вопросу об основаниях определения разрешенного использования земельного участка до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки
Вместе с тем необходимо учитывать, что в вышеуказанной норме пункта 3 части 1 статьи 4 Закона
Однако с учетом того, что разработка и утверждение правил землепользования и застройки, определяющих в общем порядке разрешенное использование земельного участка, осуществляются администрацией поселения (городского округа) (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года
Такая позиция о полномочиях органов местного самоуправления на принятие решений в вышеуказанных случаях изложена, в частности, в письмах Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам местного самоуправления (письмо от 13 августа 2009 года
Кроме того, в соответствии со статьей
Таким образом, в указанном случае в качестве оснований для изменения сведений кадастра о разрешенном использовании земельного участка могут рассматриваться копии актов органов власти, уполномоченных принимать решения об определении разрешенного использования земельных участков.
3. По вопросу об основаниях определения разрешенного использования земельного участка при наличии утвержденных в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки
Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, выбор вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с положениями Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки.
3.1. При определении лиц, уполномоченных выбирать соответствующий вид разрешенного использования земельного участка, полагаем возможным учитывать следующее.
Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
При этом, исходя из разъяснений Минэкономразвития России от 24 сентября 2009 года
Кроме того, исходя из положений статьи 307 и 432 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка не вправе самостоятельно изменять разрешенное использование земельного участка (выбирать соответствующий вид разрешенного использования), поскольку изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет изменение характеристик земельного участка, выступающего предметом договора аренды. Такое изменение договора возможно по взаимному согласию сторон договора на основании соответствующего обращения собственника земельного участка. Данная позиция излагалась в письме Минэкономразвития России от 1 октября 2009 года
3.2. Сведения о выбранном правообладателем земельного участка виде разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов могут включаться в кадастр в рамках осуществления кадастрового учета изменений соответствующего земельного участка на основании заявления о кадастровом учете изменений объекта недвижимости и документов, предусмотренных статьей 22 Закона
При этом, исходя из разъяснений, изложенных в письме Минэкономразвития России от 16 декабря 2009 года
Также необходимо принимать во внимание, что пунктом 70 Порядка определено, что обязательным условием является наличие выбранного вида разрешенного использования земельного участка в случае внесения в Реестр сведений обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка.
Таким образом, наряду с извлечением из градостроительного регламента в качестве документов, подтверждающих вышеперечисленные условия о выборе вида разрешенного использования земельного участка, могут, в частности, представляться декларация о выбранном виде разрешенного использования, составленная в простой письменной форме лицом, к полномочиям которого в соответствии с законодательством относится принятие такого решения (что вытекает из пункта 58 Требований и разъяснялось в письме Минэкономразвития России от 9 июля 2009 года
Настоящее письмо имеет