Кадастровая стоимость из Интернета
Компании ООО «Ленкомтранс» был доначислен налог на землю. Компания оспорила решение ИФНС в арбитражном суде. Суть спора заключалась в том, что налогоплательщик не смог найти сведения о кадастровой стоимости земельного участка, сославшись на то, что сведения о ней не опубликованы в СМИ
Как следует из материалов дела, налоговый орган провел камеральную проверку налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налог у за второй и третий кварталы 2008 года, результаты которой оформил актами от 29 октября 2008 года № 16614 и 16616, и установил, что при наличии утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Коми (Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республки Коми от 29 декабря 2007 года № 705), подлежащих применению с 01 января 2008 года, ООО «Ленкомтранс» при определении налоговой базы использовало данные кадастровой стоимости земельных участков, действовавшие до 01 января 2008 года.
Указанное привело к занижению авансовых платежей на 176 318 рублей, в том числе за второй квартал 2008 года на 88 159 рублей и за третий квартал 2008 года на 88 159 рублей.
Рассмотрев материалы проверки и представленные Обществом возражения, заместитель руководителя Инспекции принял решения от 03 декабря 2008 года № 8570 и 8572 об отказе в привлечении ООО «Ленкомтранс» к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором предложил уплатить 176 318 рублей авансовых платежей по земельному налогу и 4 630 рублей 33 копеек пеней, начисленных в соответствии со статьей 75 НК РФ.
Общество не согласилось с указанными решениями и обжаловало их в Арбитражный суд Республики Коми.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что налогоплательщик самостоятельно определяет налоговую базу по земельному налогу с учетом сведений о кадастровой стоимости земельных участков, полученных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2008 года № 52; источником информации о кадастровой стоимости земли является не только официальный источник средств массовой информации, но и данные выписок государственного земельного кадастра. При этом суд установил, что результаты кадастровой стоимости земельных участков доведены до сведения налогоплательщика с соблюдением установленных порядка и сроков.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с мнением Арбитражного суда Республики Коми и отказал Обществу в удовлетворении апелляционной жалобы.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО «Ленкомтранс» обратилось в Федеральный арбитражный судВолго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт и удовлетворить заявленное требование.
По мнению Общества, суды неправильно применили нормы материального права, а именно статью 15 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 1, статьи 2 и 4, 6 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), Закон Республики Коми от 04 ноября 2002 года № 101РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов органов государственной власти Республики Коми» и приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 29 декабря 2007 года № 705 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Коми» (далее Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 29 декабря 2007 года № 705); не применили подлежащие применению пункты 1 и 3 статьи 391, пункт 14 статьи 396 НК РФ. ООО «Ленкомтранс» считает, что доначисление авансового платежа по земельному налогу за второй и третий кварталы 2008 года исходя из кадастровой стоимости земельных участков, указанной в приложении № 1 к Приказу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми № 705, произведено налоговым органом неправомерно, поскольку указанное приложение не было опубликовано для всеобщего сведения, следовательно, не может служить основанием для регулирования правоотношений в оспариваемые периоды; информация о кадастровой стоимости земельных участков, размещенная в журнале № 1 «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми» от 13 февраля 2008 года, не является достоверной и опубликованной официально, так как указанный источник не является общедоступным и официальным.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный судВолго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316. Пункт 10 устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Такой порядок установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2008 года № 52, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». При этом до 01 марта 2008 года указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона «О государственном земельном кадастре». Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Как следует из материалов дела и установили суды, Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 29 декабря 2007 года № 705 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Коми, которые подлежат применению с 01 января 2008 года.
Текст данного приказа опубликован 09 февраля 2008 года в официальном печатном издании - газете «Республика»; публикация содержит указание на то, что полная версия приказа размещена на официальном портале Республики Коми в сети Интернет. Такой порядок доведения названного приказа до всеобщего сведения (обнародования) не противоречит статьям 8 и 10 Закона Республики Коми от 04 ноября 2002 года № 101РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов органов государственной власти Республики Коми». Также текст указанного приказа опубликован в журнале от 13 февраля 2008 года № 1 «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми», что в силу статьи 8 Закона Республики Коми от 04 ноября 2002 года № 101РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов органов государственной власти Республики Коми» является официальным опубликованием. На основании изложенного суды пришли к выводу, что ООО «Ленкомтранс» имело возможность ознакомиться с результатами государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Коми и применить их при исчислении авансового платежа по земельному налогу за второй и третий кварталы 2008 года. При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о нарушении Обществом требований пункта 1 статьи 390 НК РФ при исчислении авансовых платежей по земельному налогу за оспариваемый период.
Указанное привело к занижению авансовых платежей на 176 318 рублей, в том числе за второй квартал 2008 года на 88 159 рублей и за третий квартал 2008 года на 88 159 рублей.
Рассмотрев материалы проверки и представленные Обществом возражения, заместитель руководителя Инспекции принял решения от 03 декабря 2008 года № 8570 и 8572 об отказе в привлечении ООО «Ленкомтранс» к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором предложил уплатить 176 318 рублей авансовых платежей по земельному налогу и 4 630 рублей 33 копеек пеней, начисленных в соответствии со статьей 75 НК РФ.
Общество не согласилось с указанными решениями и обжаловало их в Арбитражный суд Республики Коми.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что налогоплательщик самостоятельно определяет налоговую базу по земельному налогу с учетом сведений о кадастровой стоимости земельных участков, полученных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2008 года № 52; источником информации о кадастровой стоимости земли является не только официальный источник средств массовой информации, но и данные выписок государственного земельного кадастра. При этом суд установил, что результаты кадастровой стоимости земельных участков доведены до сведения налогоплательщика с соблюдением установленных порядка и сроков.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с мнением Арбитражного суда Республики Коми и отказал Обществу в удовлетворении апелляционной жалобы.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО «Ленкомтранс» обратилось в Федеральный арбитражный суд
По мнению Общества, суды неправильно применили нормы материального права, а именно статью 15 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 1, статьи 2 и 4, 6 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), Закон Республики Коми от 04 ноября 2002 года № 101РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов органов государственной власти Республики Коми» и приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 29 декабря 2007 года № 705 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Коми» (далее Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 29 декабря 2007 года № 705); не применили подлежащие применению пункты 1 и 3 статьи 391, пункт 14 статьи 396 НК РФ. ООО «Ленкомтранс» считает, что доначисление авансового платежа по земельному налогу за второй и третий кварталы 2008 года исходя из кадастровой стоимости земельных участков, указанной в приложении № 1 к Приказу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми № 705, произведено налоговым органом неправомерно, поскольку указанное приложение не было опубликовано для всеобщего сведения, следовательно, не может служить основанием для регулирования правоотношений в оспариваемые периоды; информация о кадастровой стоимости земельных участков, размещенная в журнале № 1 «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми» от 13 февраля 2008 года, не является достоверной и опубликованной официально, так как указанный источник не является общедоступным и официальным.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316. Пункт 10 устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Такой порядок установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2008 года № 52, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». При этом до 01 марта 2008 года указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона «О государственном земельном кадастре». Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Как следует из материалов дела и установили суды, Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 29 декабря 2007 года № 705 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Коми, которые подлежат применению с 01 января 2008 года.
Текст данного приказа опубликован 09 февраля 2008 года в официальном печатном издании - газете «Республика»; публикация содержит указание на то, что полная версия приказа размещена на официальном портале Республики Коми в сети Интернет. Такой порядок доведения названного приказа до всеобщего сведения (обнародования) не противоречит статьям 8 и 10 Закона Республики Коми от 04 ноября 2002 года № 101РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов органов государственной власти Республики Коми». Также текст указанного приказа опубликован в журнале от 13 февраля 2008 года № 1 «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми», что в силу статьи 8 Закона Республики Коми от 04 ноября 2002 года № 101РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов органов государственной власти Республики Коми» является официальным опубликованием. На основании изложенного суды пришли к выводу, что ООО «Ленкомтранс» имело возможность ознакомиться с результатами государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Коми и применить их при исчислении авансового платежа по земельному налогу за второй и третий кварталы 2008 года. При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о нарушении Обществом требований пункта 1 статьи 390 НК РФ при исчислении авансовых платежей по земельному налогу за оспариваемый период.
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 июля 2009 года по делу № А2911130/2008