Информационно-аналитический журнал о землеустройстве, геодезии, картографии и навигации «Земельный Вестник Московской области»
Организация проверки сведений о земельных участках при выполнении кадастровых процедур
В приложении к письму ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области от 2 сентября 2010 года № 1391 содержатся основные положения (рекомендации) по организации проверки сведений о земельных участках и содержащих такие сведения документов, представленных для выполнения кадастровых процедур

Раздел I. Общие положения

1. В настоящем документе содержатся основные положения (рекомендации) по организации проверки сведений о земельных участках и содержащих такие сведения документов, поступивших в отделы Федерального государственного учреждения «Кадастровая палата» по Московской области (далее - Кадастровая палата) для осуществления кадастровых процедур (далее - проверка), предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) и Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года № 42 (далее - Порядок), зарегистрирован в Минюсте России 31 марта 2010 года, регистрационный № 16771.

2. Настоящий документ имеет рекомендательный характер, направлен на оказание практической помощи сотрудникам Кадастровой палаты, уполномоченным на проведение проверок и принятие решений о выполнении кадастровых процедур после наделения Кадастровой палаты полномочиями органа кадастрового учета в соответствии с приказом Росреестра от 11 марта 2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» (зарегистрирован в Минюсте России 15 апреля 2010 года, регистрационный № 16909).

3. Настоящий документ не является нормативным правовым актом, не содержит правовых норм и официальных общеобязательных разъяснений законодательства. Действие настоящего документа не может рассматриваться препятствующим непосредственному применению положений нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости (далее так же - кадастр) и осуществлением государственного кадастрового учета земельных участков (далее - кадастровый учет).

4. Используемые в настоящем документе термины и определения применяются в их значении, содержащемся в нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере регулирования кадастровых отношений.

Раздел II. Предмет проверки и оформление ее результатов

5. При проведении проверки необходимо руководствоваться установленными Законом о кадастре и Порядком правилами выполнения соответствующей кадастровой процедуры. Предмет проверки определяется на основе следующих положений:

5.1. при рассмотрении документов, представленных для внесения в кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках, проверяется наличие установленных Законом о кадастре оснований для внесения в кадастр сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости;

5.2. при рассмотрении документов, представленных с заявлениями для осуществления кадастрового учета, сведения о земельных участках и содержащие такие сведения документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета;

5.3. при рассмотрении документов, представленных в целях устранения оснований приостановления осуществления кадастрового учета, проверяется наличие в представленных документах необходимых для возобновления осуществления кадастрового учета сведений, а также соблюдение установленного срока такого приостановления;

5.4. при рассмотрении документов, представленных для внесения в кадастр сведений о земельных участках в порядке информационного взаимодействия, предусмотренного Законом о кадастре (далее - информационное взаимодействие), проверяется наличие у соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления правомочий на принятие и направление в орган кадастрового учета документов, поступающих в указанном порядке, а также отсутствие противоречий в сведениях о земельных участках в документах, поступивших в порядке информационного взаимодействия, и сведений о таких земельных участках, содержащихся в кадастре (за исключением случаев поступления документов для кадастрового учета соответствующих изменений);

5.5. при рассмотрении документов, представленных для исправления ошибок в кадастре, проверяется наличие установленных Законом о кадастре оснований для квалификации кадастровых сведений в качестве ошибочных и наличие предусмотренных Законом о кадастре оснований для исправления таких ошибок.

6. Результаты проверки оформляются протоколом, в котором отражается принятое по каждому показателю проверки решение.

Факт проведения проверки, в том числе по отдельным ее показателям, подтверждается в автоматизированной информационной системе, предназначенной для ведения кадастра (АИС ГКН), путем указания фамилии и инициалов уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета и даты внесения сведений об объекте недвижимости.

7. Рекомендуемый бланк протокола проверки документов направлен письмом Роснедвижимости от 04 марта 2008 года № ВК/0877 «О подготовке документов для целей обеспечения ведения государственного кадастра недвижимости», а протоколов выявления технических и кадастровых ошибок в сведениях кадастра - письмами Роснедвижимости от 25 марта 2008 года № ВК/1376 «О направлении разъяснений» и от 7 июля 2008 года № ВК/2922 «О кадастровой ошибке».

Оформленный на бумажном носителе протокол проверки помещается в учетное дело.

8. В соответствии с положениями Закона о кадастре, рассмотрев протокол проверки, уполномоченное должностное лицо Кадастровой палаты принимает решение о выполнении кадастровой процедуры либо решение, не допускающее выполнения кадастровой процедуры (о приостановлении либо об отказе в осуществлении кадастрового учета, об отказе во внесении в кадастр сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости, об отклонении заявления об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра, об отказе в исправлении кадастровой ошибки в сведениях кадастра и т. п.).

Соответствующее решение принимается уполномоченным должностным лицом Кадастровой палаты, действующей в качестве органа кадастрового учета (далее - решение), подготавливается с использованием специального бланка, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, подписывается данным должностным лицом и регистрируется в регистрационно-контрольной форме.

Подлинник решения помещается в соответствующее кадастровое дело (номенклатурное дело).

9. Состав бланка решения предусмотрен письмом Роснедвижимости от 04 марта 2008 года № ВК/0877 «О подготовке документов для целей обеспечения ведения государственного кадастра недвижимости». До получения бланков, изготовленных типографским способом, допускается оформление решений на бланке без изображения Государственного герба Российской Федерации.

Наряду с установленными Законом о кадастре и Порядком общими положениями, относящимися к оформлению решения, необходимо принимать во внимание следующее:

9.1. В решении об осуществлении кадастровой процедуры указываются:

Андрей Осипов
9.1.1. сведения о площади и адресе (а при отсутствии адреса-местоположении) земельного участка, в отношении которого принято решение о внесении в кадастр сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или о постановке на кадастровый учет;

9.1.2. кадастровый номер земельного участка (земельных участков) и сведения об изменяемых характеристиках объектов кадастрового учета при принятии решения о кадастровом учете изменений или решения о внесении сведений в кадастр в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия;

9.1.3. кадастровый номер земельного участка, подлежащего снятию с кадастрового учета при принятии решения о снятии земельного участка с кадастрового учета;

9.1.4. дата выявления технической либо кадастровой ошибки в сведениях кадастра, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в кадастр сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление технической ошибки либо необходимость исправления кадастровой ошибки в сведениях кадастра при принятии решения об исправлении технической ошибки или необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях кадастра;

9.2. В решении о приостановлении осуществления кадастрового учета указывается причина такого приостановления с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 статьи 26 Закона о кадастре. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2 части 2 статьи 26 Закона о кадастре, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 26 Закона о кадастре, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления кадастрового учета;

9.3. В решении об отказе в осуществлении кадастрового учета указывается причина отказа с обязательной ссылкой на положения статьи 27 Закона о кадастре, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре, оно должно содержать рекомендации о доработке представленных документов, которые необходимо излагать с учетом положений Закона о кадастре и разъяснений Росреестра от 21 января 2010 года № 14-601-ВК «О мероприятиях по сокращению количества принимаемых органами кадастрового учета отрицательных решений»;

9.4. В решении об отклонении заявления об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра или об отказе в исправлении кадастровой ошибки в сведениях кадастра указывается обоснование причин отказа в исправлении такой ошибки.

10. Проверка должна проводиться в установленные федеральными законами сроки для выполнения соответствующих кадастровых процедур.

Раздел III. Проверка документов, предназначенных для внесения в кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке

11. При проведении проверки на предмет наличия установленных Законом о кадастре оснований для внесения в кадастр сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости рекомендуем учитывать следующее.

11.1. Исходя из содержания частей 1, 7 статьи 45, части 6 статьи 47 Закона о кадастре, пункта 21 Порядка, к ранее учтенным земельным участкам относятся:

11.1.1. земельные участки, кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре (т. е. до 1 марта 2008 года);

11.1.2. земельные участки, кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации);

11.1.3. участки лесного фонда, кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Законом о регистрации.

11.2. Сведения о ранее учтенном объекте недвижимости вносятся в кадастр на основании соответствующего заявления (рекомендуемая форма заявления направлялась с письмом Роснедвижимости от 25 марта 2008 года № ВК/1376) и следующих документов:

11.2.1. государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей»;

11.2.2. свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения»;

11.2.3. свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»;

11.2.4. документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;

11.2.5. выписки из похозяйственной книги, оформленной в соответствии с приказом Росрегистрации от 29 августа 2006 года № 146 «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок»;

11.2.6. договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета;

11.2.7. иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.

11.3. Заявление о внесении в кадастр сведений и документов о ранее учтенном земельном участке может быть представлено в орган кадастрового учета любым лицом. Проверка правомочий указанного лица на обращение в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением, включая наличие у такого лица права на ранее учтенный земельный участок, не предусмотрена Законом о кадастре и не относится к компетенции органа кадастрового учета, о чем были направлены разъяснения Минэкономразвития России от 18 февраля 2010 года № 2321-ИМ/Д23 «Об основаниях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках».

11.4. При проведении проверки на предмет наличия в представленных (поступивших) документах оснований для включения в кадастр сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости необходимо принимать во внимание, что документы, устанавливающие или подтверждающие право на ранее учтенный земельный участок, являются не только основаниями для включения сведений о соответствующем ранее учтенном земельном участке в кадастр, но и могут являться документами, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на такой земельный участок или осуществляется признание прав на соответствующий земельный участок в ином установленном федеральным законом порядке.

В этой связи, в части, необходимой для включения в кадастр, вышеуказанные документы должны содержать описание ранее учтенного земельного участка, вносимое в кадастр с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений (часть 3 статьи 45 Закона о кадастре), такой документ должен быть издан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания (применительно к деятельности органа кадастрового учета такой документ должен содержать сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового учета решения о включении соответствующих сведений и документов в кадастр). Дальнейшая проверка юридической силы документа, устанавливающего или подтверждающего право на ранее учтенный земельный участок (включая проверку действия документа на определенную дату), осуществляется при проведении правовой экспертизы документов в рамках осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

11.5. По результатам проверки принимается решение о внесении в кадастр сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости либо при отсутствии оснований для выполнения указанной кадастровой процедуры - об отказе во внесении в кадастр указанных сведений.

Также необходимо понимать, что принятие решения о приостановлении кадастрового учета при рассмотрении документов, представляемых с заявлениями о внесении в кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке, Законом не предусмотрено.

Раздел IV. Проверка документов, предназначенных для постановки земельных участков на кадастровый учет

12. При проведении проверки на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета в связи с рассмотрением документов, предназначенных для постановки земельных участков на кадастровый учет, рекомендуем учитывать следующее.

12.1. Исходя из положений части 2 статьи 16, частей 1, 2 статьи 20, части 1 статьи 22 Закона о кадастре постановка земельного участка на кадастровый учет осуществляется на основании:

12.1.1. заявления о постановке на кадастровый учет, оформленного в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 20 февраля 2008 года № 32 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете объекта недвижимости».

Такое заявление должно быть удостоверено подписью заявителя или подписью его представителя. При этом подлинность такой подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично. Если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в форме электронных документов, такое заявление должно быть заверено электронной цифровой подписью заявителя или электронной цифровой подписью его представителя. Подлинность электронной цифровой подписи подтверждается в установленном федеральным законом порядке;

12.1.2. межевого плана, оформленного в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года № 412 «Об утверждении формы межевого плана, требований к подготовке межевого плана и примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (далее - Приказ № 412), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона о кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

В письме Минэкономразвития России от 30 июня 2009 года № 10221-ИМ/Д23 разъяснялось, что в целях обеспечения защиты прав граждан и юридических лиц, которые до вступления в силу Приказа № 412 заключили договоры на выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, необходимых для кадастрового учета, вместо межевых планов, оформленных в соответствии с Приказом № 412, для кадастрового учета могут представляться Описания земельных участков, подготовленные по правилам, установленным приказом Росземкадастра от 2 октября 2002 года № П/327 «Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет» (далее - Описания). Учитывая сложившуюся практику в части сроков выполнения работ по вышеназванным договорам, Описания могут представляться в орган кадастрового учета до 1 июля 2009 года. В случае принятия органом кадастрового учета по заявлениям о кадастровом учете, поступившим до 1 июля 2009 года, решений о приостановлении или об отказе в осуществлении кадастрового учета в связи с необходимостью доработки ранее представленных Описаний при повторном обращении в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением может представляться вместо межевого плана доработанное Описание;
Андрей Осипов
12.1.3. документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя).

Полномочия представителя заявителя должны быть основаны на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Специальные нормы о подтверждении полномочий представителей заявителей содержатся в статье 20 Закона о кадастре.

12.2. При проведении проверки необходимо учитывать, что в соответствии с частью 10 статьи 38 Закона о кадастре образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.

В случаях, предусмотренных Приказом № 412, копии документов, относящиеся к соблюдению установленных федеральным законом условий и требований к образованию земельных участков, помещаются в состав межевого плана (например, схемы расположения земельных участков на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории, предусмотренные статьями 31, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласие на образование земельного участка, предусмотренное статей 112 Земельного кодекса Российской Федерации, документы, подтверждающие образование земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, и т. п.).

12.3. В случае, если в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых имеются в кадастре, то в составе межевого плана по образованию земельного участка должны содержаться сведения о состоявшемся согласовании местоположения границ земельных участков (статья 40 Закона о кадастре) или копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка.

12.4. Размеры образуемых земельных участков должны соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Земельного кодекса предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Законом Московской области № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства.

Кроме того, пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 9 статьи 1, статей 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков могут определяться градостроительными регламентами, принятыми в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

В целях проверки документов рекомендуем понимать, что установленные во исполнение пункта 1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации требования к предельным размерам предоставляемых земельных участков из земель, находящихся в публичной собственности, не применяются при разделе земельных участков, находящихся в частной собственности, а также для земельных участков, предоставленных до вступления в силу нормативных актов, устанавливающих указанные предельные размеры.

12.5. В соответствии с частью 2 статьи 26 Закона осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:

12.5.1. имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения).

В этой связи решение о приостановлении осуществления кадастрового учета должно раскрывать существо обнаруженных противоречий, выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин;

12.5.2. одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в кадастре (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).

В таком случае в решении о приостановлении осуществления кадастрового учета необходимо указывать кадастровые номера земельных участков, с границами которых выявлено пересечение. При наличии соответствующих оснований в случаях выявления несоответствий в местоположении границ ранее учтенных земельных участков (в том числе смежных земельных участков) в соответствии со сведениями кадастра о таких земельных участках и сведениями, содержащимися в документах, представленных для осуществления кадастрового учета, в качестве рекомендаций по устранению причин приостановления кадастрового учета необходимо использовать положения письма Минэкономразвития России от 27 марта 2009 года № 4448-ИМ/Д23 «Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков»;

12.5.3. не представлены необходимые для кадастрового учета документы. В таком случае решение о приостановлении осуществления кадастрового учета должно содержать исчерпывающее указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета.

12.6. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка в случае если:

12.6.1. имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре;

12.6.2. заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре;

12.6.3. объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;

12.6.4. объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в кадастр сведения о котором носят временный характер;

12.6.5. с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

12.6.6. истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;

12.6.7. межевой план заверен подписью неуправомоченного лица;

12.6.8. размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;

12.6.9. доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута;

12.6.10. одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта;

12.6.11. такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев.

12.7. В целях проведения проверки следует учитывать, что межевой план рассматривается органом кадастрового учета в части, необходимой для внесения сведений в кадастр, в объеме, предусмотренном Законом о кадастре для выполнения соответствующей кадастровой процедуры.

При этом необходимо понимать, что в качестве причины принятия решений об отказе в осуществлении кадастрового учета не могут рассматриваться недостатки, допущенные при оформлении межевого плана, которые носят сугубо формальный характер, например такие элементы оформления межевого плана, как: размер полей; вид, размер и цвет шрифта; тип и толщина линий; размер ячеек таблиц; размеры специальных условных знаков; иные формальные недостатки, допущенные при подготовке межевого плана, которые не влияют на достоверность и обоснованность содержащихся в нем сведений об объекте кадастровых работ, а также на возможность внесения указанных сведений в кадастр (письма Минэкономразвития России от 27 июля 2010 года № 13293-ИМ/Д23 «Об основаниях аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера» и Росреестра от 29 января 2010 года № 14-601-ВК «О мероприятиях по сокращению количества принимаемых органами кадастрового учета отрицательных решений»).

Раздел V. Проверка документов, предназначенных для кадастрового учета в связи с изменением в сведениях о земельном участке

13. При проведении проверки на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета в связи с изменением в сведениях о земельном участке рекомендуем учитывать следующее.

13.1. Исходя из положений части 2 статьи 16, частей 1, 3-5 статьи 20, части 1 статьи 22 Закона государственный кадастровый учет в связи с изменением в сведениях о земельном участке осуществляется на основании:

13.1.1. заявления о кадастровом учете изменений объекта недвижимости, оформленного в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 20 февраля 2008 года № 32 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете объекта недвижимости».

При этом с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

С заявлениями об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости.

С заявлением об учете адреса правообладателя объекта недвижимости вправе обратиться собственник такого объекта недвижимости. С заявлением об учете адреса правообладателя земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лицо, обладающее этим земельным участком на указанном праве;

13.1.2. копии документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования заявителя или право аренды на земельный участок (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет). При этом, представление такой копии документа необходимо только в случае отсутствия в кадастре сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости;

13.1.3. документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя). Полномочия представителя заявителя должны быть основаны на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Специальные нормы о подтверждении полномочий представителей заявителей содержатся в статье 20 Закона о кадастре;

13.1.4. кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка (местоположения границы и (или) площади земельного участка) осуществляется также на основании межевого плана и копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона о кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

13.1.5. кадастровый учет изменений в сведениях о категории земель осуществляется также на основании копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель;

13.1.6. кадастровый учет изменений в сведениях о разрешенном использовании земельного участка осуществляется также на основании копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка;

13.1.7. кадастровый учет изменений в сведениях об адресе правообладателя осуществляется на основании соответствующего заявления;

13.1.8. кадастровый учет в связи с образованием части земельного участка осуществляется также на основании межевого плана.

13.2. Согласно положениям части 3 статьи 25 Закона о кадастре, кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Исходя из разъяснений Минэкономразвития России (письмо от 28 сентября 2009 года № Д23-3146), предусмотренное Законом о кадастре уточнение местоположения границы земельного участка допускается в следующих случаях:

13.2.1. при отсутствии в кадастре сведений о координатах характерных точек границы земельного участка;

13.2.2. В случае, если содержащиеся в кадастре сведения о характерных точках границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

13.2.3. В случае, если содержащиеся в кадастре сведения о координатах какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (в кадастре содержится несколько значений координат указанной характерной точки).

13.3. Наряду с общими основаниями для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета Законом о кадастре и Порядком предусмотрены следующие специальные основания для отказа в осуществлении кадастрового учета изменений, определяющие предмет проверки:

13.3.1. при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ;

13.3.2. В результате кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в кадастре, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в кадастре;

13.3.3. при уточнении границ земельного участка нарушен установленный Законом о кадастре порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с Законом о кадастре не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.

13.3.4. при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия:

- отсутствие у органа государственной власти или органа местного самоуправления правомочий на принятие и направление в орган кадастрового учета документов, поступающих в порядке информационного взаимодействия (например, принятие решения о переводе земельного участка из одной категории в другую не уполномоченным органом);

- противоречие сведений об объектах недвижимости в документах, поступающих в порядке информационного взаимодействия, и сведений, содержащихся о таких объектах в кадастре (за исключением случаев поступления документов для кадастрового учета изменений объектов недвижимости).

Раздел VI. Проверка документов, предназначенных для аннулирования и исключения из кадастра сведений о земельном участке, а также для снятия с кадастрового учета земельного участка

14. При проведении проверки на предмет наличия установленных Законом о кадастре оснований для аннулирования и исключения из кадастра сведений о земельном участке, а также для снятия с кадастрового учета земельного участка рекомендуем учитывать следующее.

14.1. Согласно части 9 статьи 4, части 4 статьи 24 Закона о кадастре внесенные в кадастр сведения при постановке на кадастровый учет образованного земельного участка носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении двух лет со дня постановки на кадастровый учет земельного участка, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 статьи 24 Закона случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из кадастра.

В течение срока действия временного характера внесенных в кадастр сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из кадастра.

Андрей Осипов
14.2. Аннулирование и исключение сведений из кадастра осуществляется на основании:

14.2.1. заявление об аннулировании и исключении из кадастра соответствующих сведений;

14.2.2. документа о праве собственности на преобразуемый (исходный) земельный участок (земельные участки), представляемого в случае отсутствия данных сведений в кадастре.

14.3. Орган кадастрового учета снимает с кадастрового учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Основание для отказа в снятии с кадастрового учета земельного участка предусмотрено частью 6 статьи 27 Закона о кадастре - земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с кадастрового учета.

Особо обращаем внимание, ранее учтенный земельный участок может быть снят с кадастрового учета только в случае, если является преобразуемым от даты государственной регистрации прав на образованные из него иные земельные участки.

Раздел VII. Проверка документов, предназначенных для исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости

15. При проведении проверки на предмет наличия установленных Законом о кадастре оснований для принятия решения об исправлении ошибок в кадастре рекомендуем учитывать следующее.

15.1. Исходя из положений статьи 28 Закона о кадастре, техническая ошибка в сведениях кадастра (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении кадастра и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в кадастр, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в кадастр.

Кадастровая ошибка в сведениях кадастра - воспроизведенная в кадастре ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в кадастр.

15.2. Исправление технических и кадастровых ошибок в сведениях кадастра может осуществляться на основании:

15.2.1. заявления об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра, оформленного в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13 апреля 2009 года № 125, либо обращения об исправлении кадастровой ошибки в сведениях кадастра;

15.2.2. документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

15.2.3. предусмотренных Законом о кадастре документов, необходимых для исправления таких ошибок.

15.3. Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в кадастр, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в кадастр, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

15.4. При отсутствии противоречий между сведениями реестра объектов недвижимости и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела (документах, на основании которых такие сведения вносились в реестр объектов недвижимости), орган кадастрового учета принимает решение об отказе в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях.
Портал государственных услуг Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области Колледж Геодезии и Картографии МИИГАиК Московская областная Дума Министерство имущественных отношений Московской области
услуги Росреестра