Информационно-аналитический журнал о землеустройстве, геодезии, картографии и навигации «Земельный Вестник Московской области»
Уровень кадастровых услуг будет повышен
ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области вошла в структуру Росреестра, созданную на базе реорганизованной Федеральной регистрационной службы. Об изменениях в функциях и полномочиях Кадастровой палаты, которые произошли в связи с этой реорганизацией, о планах и стратегии развития ведомства рассказывает директор Федерального государственного учреждения «Кадастровая палата» по Московской области Виктор Константинович Шило
- В соответствии с указом Президента России был создан единый федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Распоряжением Правительства России к подчинению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении упраздненного Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, включая федеральные государственные учреждения «Кадастровые палаты» по субъектам Российской Федерации.

Дальнейшим шагом на пути реформирования Кадастровых палат стало внесение изменений в федеральный закон о государственном кадастре недвижимости и издание в марте этого года приказа Росреестра, предусматривающего передачу Кадастровым палатам полномочий по ведению кадастра, предоставлению его сведений и осуществлению кадастрового учета недвижимости. Необходимость таких решений обусловлена задачами Концепции Минэкономразвития России по созданию единой федеральной системы в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, главные из которых:
  • снизить издержки государства на функционирование системы регистрации прав и кадастрового учета, в том числе за счет выведения ее на близкий к самоокупаемости уровень, используя при этом внебюджетные источники, включая плату за предоставление кадастровых сведений;
  • оптимизировать и сократить численность государственных служащих, занятых в сфере кадастрового учета, обеспечить разграничение функций по оказанию услуг и контрольно - надзорных полномочий путем их закрепления за различными структурными составляющими единой системы регистрации прав и кадастрового учета;
  • повысить качество оказываемых населению государственных услуг, в том числе путем их предоставления в электронном виде, с использованием современных технологических и информационных ресурсов Кадастровых палат.
Одновременно с решением этих задач мы активно готовимся к началу реализации федерального закона о совершенствовании правового положения государственных учреждений, предусматривающего наделение Кадастровых палат статусом федеральных бюджетных учреждений. Закон позволит Кадастровым палатам наряду с обязательным государственным заданием по оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастра и предоставления его сведений осуществлять приносящую доход деятельность, отвечающую целям создания учреждения. Средства от этой деятельности будут использоваться на развитие современной инфраструктуры ведения кадастра, включая дополнительное оборудование залов приема посетителей, оказание электронных услуг по обеспечению доступа к кадастровым сведениям, актуализацию геодезической и картографической основы кадастра.
Андрей Осипов
- Времени с начала деятельности реорганизованных учреждений Росреестра прошло немного, однако «промежуточные итоги», очевидно, уже имеются и дают возможность ответить на вопрос: что дают эти структурные изменения обычным гражданам?

- Ключевые задачи, которые сегодня стоят перед учреждениями Росреестра, заключаются в повышении качества и доступности государственных услуг, в том числе оказании услуг в электронном виде, снижении издержек граждан и организаций при оформлении прав на недвижимость, формировании эффективных государственных систем кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость.

Реализация этих задач сопровождается изменениями в действующем законодательстве о кадастровом учете и регистрации прав на недвижимое имущество, имеющими концептуальное значение для упрощения оформления прав на недвижимость и создания единой федеральной системы в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.

С марта текущего года вступили в силу изменения в федеральном законодательстве, предусматривающие возможность представления заявления о кадастровом учете недвижимого имущества вместе с заявлением о государственной регистрации прав на него. Одновременная подача заявлений возможна при кадастровом учете и регистрации прав на земельные участки, права на которые возникли до вступления в силу закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (до 31 января 1998 года), при разделе и объединении земельных участков и в ряде других случаев.

Кроме того, для государственной регистрации прав на земельные участки теперь не требуется представлять кадастровые паспорта, поскольку информация о кадастровом учете земельного участка имеется в распоряжении органа по регистрации права. Иными словами, гражданину, регистрирующему право на земельный участок, теперь не нужно предварительно обращаться за получением кадастрового паспорта земельного участка и представлять кадастровый паспорт в регистрирующий орган.

После изменения кадастровых сведений о площади, адресе, категории земель или разрешенном использовании земельного участка правообладателю необязательно обращаться за внесением изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данные изменения в ЕГРП осуществляются без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении сведений в государственный кадастр недвижимости. Равно государственная регистрация права на земельный участок влечет обязательность отражения сведений о зарегистрированных правах в кадастре недвижимости без специальных обращений об этом правообладателей. Перечисленные меры полностью отвечают целям совершенствования системы оказания государственных услуг населению.
Андрей Осипов
- Сейчас особенно остро стоит проблема приобретения лицами, выполняющими кадастровые работы в отношении земельных участков, статуса кадастрового инженера. По Федеральному закону «О государственном кадастре недвижимости» с 1 января 2011 года документы о межевании земельного участка, не имеющие подписи и печати кадастрового инженера, приниматься к рассмотрению в органе кадастрового учета не будут. Что делается в этом направлении? Как и где будет проходить процедура сдачи квалификационного экзамена на получение аттестата кадастрового инженера и где можно ознакомиться с экзаменационными вопросами? Каков порядок повторной сдачи экзамена?

- Действительно, законом предусмотрено, что с 1 января 2011 года кадастровая деятельность в отношении земельных участков (подготовка межевых планов, необходимых для государственного кадастрового учета земельных участков) может осуществляться только кадастровыми инженерами. Таким статусом наделяются физические лица, имеющие действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.

Квалификационные аттестаты выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицам, успешно прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, при условии, что такие лица являются гражданами Российской Федерации, имеют высшее или среднее специальное образование определенного уровня и н имеют судимости за совершение умышленного преступления.

С учетом утвержденного Минэкономразвития России порядка аттестации на соответствие Квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, Минмособлимуществом в июне текущего года создана специальная квалификационная Комиссия. В состав Комиссии вошли представители Управления Росреестра по Московской области, областной Кадастровой палаты и Минмособлимущества.

Прием заявлений об участии в экзамене и получении квалификационных аттестатов кадастровых инженеров будет осуществляться Комиссией после внедрения в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы, предназначенной для проведения квалификационного экзамена. На сайте Росреестра будут публиковаться сведения об адресе Комиссии, режиме ее работы, документах, представляемых в Комиссию одновременно с заявлением о получении квалификационного аттестата кадастрового инженера.

Что касается вопросов для подготовки к экзамену, то их содержание соответствует программе экзамена, утвержденной Минэкономразвития России. Тематика вопросов охватывает все сферы профессиональной деятельности кадастрового инженера: законодательство о правовом режиме и обороте недвижимости, об осуществлении государственного кадастрового и технического учета, о проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и, конечно, основы геодезии, землеустройства, градостроительной деятельности. Перечень вопросов в начале августа был опубликован на сайте Росреестра.

Требования, касающиеся сдачи квалификационного экзамена, достаточно сложные. За 120 минут экзамена необходимо ответить на 80 вопросов, а для того чтобы экзамен был признан пройденным, дать не менее 64 правильных ответов. Регламентом квалификационных комиссий определено, что, если претендент ранее обращался с заявлением и не сдал квалификационный экзамен, он вправе по истечении не менее чем двух месяцев со дня принятия предыдущего решения комиссии об отказе в выдаче квалификационного аттестата повторно обратиться с заявлением в любую комиссию. Пройдя испытания на профессиональную пригодность и получив квалификационный аттестат, кадастровый инженер приобретает право на выполнение кадастровых работ без ограничения в любом регионе страны, а сам аттестат является документом бессрочного действия.

Однако это не означает, что государство не будет обеспечивать контроль над деятельностью кадастровых инженеров. Все участники земельных отношений в первую очередь заинтересованы в том, чтобы на рынке кадастровых работ присутствовали только профессиональные субъекты. В этой связи законом предусмотрено, что квалификационный аттестат кадастрового инженера аннулируется в случае принятия органом кадастрового учета более чем десять раз в течение календарного года решений об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением кадастровым инженером требований, установленных законом (за исключением случаев, если такие решения были признаны недействительными в судебном порядке).

- В последнее время участились случаи получения землеустроительными компаниями решений об отказе в государственном кадастровом учете земельных участков. Возможен ли пересмотр подобных дел без повторной подачи заявлений о выполнении кадастровых процедур? Если пересмотр возможен, то каков порядок и сроки этой процедуры?

- Вы правы, в сравнении с прошлым годом количество заявлений о кадастровом учете, рассмотренных Кадастровой палатой, возросло на пятнадцать процентов. Среднее число еженедельно поступающих заявлений составляет около одиннадцати тысяч, что является наибольшим показателем в деятельности органов кадастрового учета в России. Главным образом это обусловлено интенсивным оборотом недвижимости в Московском регионе, основным инвестиционно привлекательным ресурсом которого остается земля. В этой связи на орган кадастрового учета возлагается особая ответственность за обеспечение соответствия законодательству принимаемых решений о кадастровом учете, включая изменение в сведениях о местоположении границ, категории земель, разрешенном использовании, адресе, обременениях, кадастровой стоимости земельных участков.

Законом предусмотрено 15 оснований для отказа в кадастровом учете и на предмет отсутствия каждого из них должна проводиться проверка представленных документов. Росреестр постоянно ориентирует на то, чтобы данная проверка не носила формальный характер и осуществлялась в пределах полномочий органа кадастрового учета. Конечно, нельзя предъявлять претензии по поводу ширины таблиц разделов межевого плана или отсутствия запятых в заключении кадастрового инженера. Однако если недостатки документов влияют на содержание, достоверность и обоснованность сведений, вносимых в кадастр, не замечать их орган кадастрового учета не имеет права.

В свое время, в Минэкономразвития России мы поднимали вопрос о порядке доработки документов, по которым приняты решения об отказе, при том, что такие документы не возвращались заявителю. Представьте ситуацию: в связи с уточнением границ земельного участка в орган кадастрового учета поступил межевой план объемом более пятисот листов, в одном из разделов которого допущены технические ошибки в обозначениях поворотных точек границы участка. Получив решение об отказе в кадастровом учете, заявитель формально вынужден был еще раз готовить межевой план в полном объеме, включая документы о согласовании границ земельного участка, к которым у органа кадастрового учета не возникло замечаний.

Недавно закон дополнен положением, предусматривающим, что если отказ в кадастровом учете связан с нарушением нормативных требований к содержанию представляемых документов, заявителю возвращается подлинный экземпляр межевого плана, что существенно облегчает его последующую доработку. Дальнейшее представление межевого плана предусмотрено законом вместе с новым заявлением о кадастровом учете в общем порядке и с соблюдением сроков, установленных для рассмотрения таких заявлений. Наконец, если, по мнению заявителя, отказ в кадастровом учете не правомерен и нарушает его интересы, законом установлен судебный порядок обжалования такого отказа.

- Поступает много нареканий граждан и землеустроительных организаций, связанных с несоблюдением сроков подготовки и рассмотрения документов. Какие временные сроки установлены для рассмотрения документов, поданных заявителем? С чем связаны эти задержки и что предпринимается для исправления ситуации?

- Для каждой кадастровой процедуры законом предусмотрены отдельные сроки рассмотрения документов. По общему правилу, заявление о государственном кадастровом учете объекта недвижимости должно быть рассмотрено в срок, не превышающий двадцать рабочих дней. Для земельных участков фонда содействия развития жилищного строительства этот срок сокращен до десяти рабочих дней. Срок рассмотрения документов, поступающих в порядке, установленном для информационного взаимодействия при ведении кадастра, составляет тридцать рабочих дней. Предоставление кадастровых сведений, за исключением кадастровых планов территорий, осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса, а срок предоставления кадастрового плана территории не должен превышать пятнадцати рабочих дней. За несоблюдение указанных сроков установлена дисциплинарная и административная ответственность должностных лиц органа кадастрового учета.
Андрей Осипов
Не буду отрицать, в некоторых случаях сроки рассмотрения запросов превышаются. Достаточно отметить традиционную активность, наблюдаемую в начале дачного сезона на протяжении последних трех лет - когда под впечатлением порой недобросовестных советчиков пожилые садоводы дружно приходят за кадастровыми паспортами для переоформления свидетельств о праве на землю, оставляя в течение рабочей недели в одном подразделении органа кадастрового учета до четырехсот запросов.

Пользуясь, случаем напомним, Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» признаются юридически действительными все ранее выданные гражданам в установленном порядке документы о праве на землю. Переоформление, а точнее внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество записей о ранее возникших (до 31 января 1998 года) правах на земельные участки, требуется при государственной регистрации возникших после этой даты перехода права, его ограничения (обременения) или совершения сделки с земельным участком. Срок, в течение которого граждане могут в упрощенном порядке переоформить права на ранее учтенные земельные участки, законом не ограничен.

Еще один пример, в первые же две недели работы Интернет-портала Росреестра по предоставлению кадастровых сведений от одной землеустроительной организации поступили запросы о выдаче кадастровых планов территории (КПТ) в отношении всех кадастровых кварталов, в которых учтено более 75 тысяч участков. Причем сведения запрашивались на бумажном носителе.

Однако изложенное не означает, что несоблюдение сроков предоставления сведений нами связывается с действиями заявителей. Законодательством не ограничивается количество запросов, которые можно представить за одно посещение органа кадастрового учета, и даже на сегодня не установлен размер платы за предоставление кадастровых сведений. На наш взгляд, решить проблему сроков в первую очередь позволит повсеместное внедрение в деятельность органа кадастрового учета современных Интернет и IT-технологий, позволяющих получать кадастровые сведения и обеспечивать доступ в электронном виде к открытой части информационного ресурса кадастра. Такая задача поставлена перед Кадастровой палатой в краткосрочной перспективе.

- В послании Президента России Дмитрия Медведева, касающемся бюджетной политики в 2011-2013 годах, рекомендуется ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в том числе сформировать соответствующие кадастры и разработать систему, позволяющую взимать на лог, исходя из рыночной стоимости объектов. Какую работу в данном направлении осуществляет Кадастровая палата?

- В настоящее время для введения налога на недвижимость реализуется комплекс подготовительных мероприятий, в числе которых - максимальное аккумулирование в едином федеральном информационном ресурсе - государственном кадастре недвижимости - сведений о земельных участках и о налогооблагаемых зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, помещениях. Учитывая количество объектов капитального строительства (в одной только Московской области порядка 10 миллионов), законом определен переходный период до 1 января 2013 года, в течение которого организации по технической инвентаризации из разноформатных баз данных будут передавать органам кадастрового учета технические паспорта на объекты капитального строительства для внесения таких сведений в кадастр.

Затем государственный кадастровый учет объектов капитального строительства будет осуществляться по единой методике в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственном кадастре недвижимости. В соответствии с утвержденной Минэкономразвития России Концепцией создания единой федеральной системы в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости в качестве органа кадастрового учета объектов капитального строительства названы подведомственные Росреестру Кадастровые палаты. Параллельно со сбором сведений о таких объектах, по аналогии с кадастровой оценкой земельных участков, необходимо разработать и внедрить принципы и методики массовой кадастровой оценки недвижимости, оценить по этим методикам объекты капитального строительства. Как представляется, на этом этапе Кадастровые палаты будут осуществлять информационное сопровождение оценочной деятельности, предоставляя кадастровые сведения, влияющие на факторы определения налоговой базы в отношении налогооблагаемых объектов.

- Существует ли Интернет-ресурс, позволяющий получать кадастровые сведения по объекту недвижимости дистанционно? Если существует, то какие условия необходимо выполнить заявителю, чтобы воспользоваться этим сервисом? Расскажите о внедрении в работе Кадастровой палаты «экстерриториального принципа» предоставления кадастровых сведений.

- В апреле этого года Минэкономразвития России ввел в действие Порядок предоставления сведений государственного кадастра недвижимости. Он устанавливает возможность подачи запроса о получении любых кадастровых сведений посредством личного обращения заявителя в орган кадастрового учета, в электронном виде с помощью Интернет-портала Росреестра или направления запроса почтовым сообщением. Подавая запрос, заявитель может выбрать различные способы предоставления кадастровых сведений. Например, отметить в запросе, что получение сведений необходимо на бумажном носителе непосредственно в органе кадастрового учета, через почтовое отправление или в виде электронного документа, направляемого заявителю по электронной почте.

Запрос оформляется на бланке установленной формы, который можно бесплатно получить по месту нахождения территориальных отделов Управления Росреестра по Московской области или областной Кадастровой палаты, в помещениях, где ведется прием заявителей. На сайтах www.to50.rosreestr.ru и www.kp-mo.ru содержится подробная информация о графике работы и местонахождении всех территориальных отделов. Бланк запроса также можно заполнить в электронном виде на Интернет-портале Росреестра по предоставлению государственных услуг в электронном виде. Законом предусмотрен платный характер предоставления кадастровых сведений. Платежный документ предоставляется вместе с запросом либо оплата должна осуществляться в срок не позднее месяца от даты представления запроса. Однако в настоящее время размер этой платы Минэкономразвития России не определен, и предоставление кадастровых сведений осуществляется на безвозмездной основе.

Важно помнить, что, по общему правилу, сведения государственного кадастра недвижимости носят общедоступный характер и выдаются по запросу любого заинтересованного лица. Для получения сведений, доступ к которым в соответствии с требованиями законодательства ограничен (например, копии правоустанавливающих актов на земельный участок, в которых содержатся персональные данные гражданина), к запросу необходимо приложить документ, подтверждающий право заявителя на владение подобной информацией. Таким образом, для дистанционного получения кадастровых сведений достаточно представить запрос в электронном виде через официальный Интернет-портал Росреестра и сообщить в запросе, что сведения необходимо направить на вашу электронную почту. На развитие именно такого оперативного и удобного для заявителей способа получения кадастровых сведений ориентированы сегодня все информационные ресурсы Кадастровой палаты.

Что касается экстерриториального принципа выдачи кадастровых сведений, то его внедрение предусмотрено Порядком предоставления сведений государственного кадастра недвижимости, утвержденного в этом году Минэкономразвития России. Начиная с 1 января 2011 года запрос о выдаче кадастровых сведений, представляемый при личном обращении заявителя в орган кадастрового учета, можно будет подать в любой орган кадастрового учета независимо от места нахождения объекта недвижимости или территории, в отношении которых представляется такой запрос. Конечно, это удобно, например, для москвичей, имеющих земельные участки в Подмосковье.

Благодарим за внимание, которое ваш журнал уделяет теме оказания государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости и предоставления кадастровых сведений. Независимый мониторинг и общественная оценка этой деятельности всегда находятся в поле внимания нашего учреждения.
Редакция выражает признательность Татьяне Петровне Турчановой заместителю директора ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области за помощь в подготовке статьи.
Портал государственных услуг Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области Колледж Геодезии и Картографии МИИГАиК Московская областная Дума Министерство имущественных отношений Московской области
услуги Росреестра