Состав цифрового картографического аэросъемочного комплекса DMC
Бортовой аэросъемочный комплекс включает:
- цифровую съемочную камеру DMC, состоящую из:
- оптического блока,
- электронного блока оптической части,
- гироплатформы с комплектом переходных колец; - накопители информации (FDS - внешние накопители на съемных магнитных дисках или SSDC - съемная флэш-память в зависимости от комплектации);
- компьютер управления;
- дисплей оператора с клавиатурой;
- дисплей штурмана;
- дистрибьютор питания.
Конструкция картографической съемочной системы DMC
Цифровая камера DMC сертифицирована по стандарт
Сертификат
Для повышения информативности получаемых изображений, съемка ведется в нескольких спектральных зонах.
С целью достижения высоких геометрических свойств изображения цифровая съемочная система DMC включает в себя (Рис. 2):
- 4 цифровые камеры (объективы в центре: PAN1, PAN2, PAN3, PAN4) строят изображение высокого разрешения в панхроматическом режиме. Оптические оси объективов ориентированы под определенным углом конвергенции, поэтому исходное изображение получается разделенным на 4 части (каждый объектив отображает свой участок местности). Разрешением панхроматических каналов в конечном итоге определяется пространственное разрешение цифрового аэроснимка;
- 4 цифровых камеры (внешние объективы) с параллельно ориентированными оптическими осями ведут съемку в раздельных спектральных зонах - в ближнем ИК (MS1 NIR), синем (MS2 BLUE), красном (MS3 RED) и зеленом (MS4 GREEN) диапазонах. Изображение в данном случае строится по всему полю кадра. Разрешением этих каналов определяется радиометрическое (цветовое) разрешение аэроснимка.
- панхроматическое (PAN) изображение.tif;
- цветное (RGB) изображение.tif;
- синтезированное изображение с подключением;
- ближнего ИК диапазона (CIR).tif.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАМЕРЫ Z/I IMAGING DMC | |
Изготовитель | Intergraph Corp (США) |
Размер панхроматического изображения (поперек × вдоль полета), пиксель | 13824 × 7680 |
Размер элемента изображения, мкм | 12 |
Фокусное расстояние объективов для панхроматического канала, мм | 120 |
Относительное отверстие объективов | 4.0 |
Угол обзора (поперек х вдоль полета), град. | 69.3 × 42 |
Цветовые каналы и спектральные зоны пропускания светофильтров, нм | синий - 400-580 |
зеленый - 500-650 | |
красный - 590-675 | |
инфракрасный - 675-850 или 740-850 | |
Динамический диапазон чувствительности, бит | 12 |
Диапазон выдержек, сек. | 1/50-1/300 |
Размер пикселя на земле при съемке с высоты 1000 м, см | 12 |
Минимальный интервал съемки, сек. | 2.1 |
Наличие компенсации сдвига изображения | есть |
Максимальная емкость одного сменного накопителя информации, Гб | 4400 |
Наличие гиростабилизирующей платформы | есть |
Технологические параметры цифрового съемочного картографического комплекса DMC
- проектирования аэросъемки;
- выполнения аэросъемочных работ;
- обработки полученных результатов.
В результате проектирования выходными данными являются файлы для бортовой навигационной системы формата .AFL и .APF (внутренний формат для управления аэросъемочным процессом в полете). Также создается текстовый
Внедрение современных высокоточных и высокопроизводительных средств аэрофотосъемки является одним из основных направлений повышения качества, сокращения сроков и снижения затрат при обеспечении актуальными пространственными данными Государственного кадастра объектов недвижимости, государственного мониторинга земель, государственной кадастровой оценки, государственного земельного контроля и землеустройства.
В соответствии с принятой концепцией развития производства в 2007 году компания «Меридиан+» приступила к модернизации парка аэросъемочного оборудования. В этих целях были приобретены два цифровых картографических аэросъемочных
На сегодняшний день компания «Меридиан+» является единственным в России обладателем цифрового аэросъемочного комплекса DMC (Digital Mapping Camera - цифровая картографическая камера).
Анализ полученных материалов аэросъемки показывает, что они в полной мере соответствуют требованиям
Первичная постобработка снимков осуществляется в следующих приложениях:
- Z/I Mission;
- DMC Postprocessing;
- DMC Image Analyst.
Обработка отснятого материала
Коррекция контраста, цвета, тона полученных в DMC Postprocessing панхроматических, цветных и синтезированных
Производственное использование цифрового картографического съемочного комплекса DMC
Для сокращения объемов полевых работ по планововысотной привязке аэроснимков на борту устанавливается двухчастотный
Опыт производственной эксплуатации цифрового картографического съемочного комплекса DMC
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КАМЕРАЛЬНЫХ РАБОТ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ СЪЕМОЧНОЙ СИСТЕМЫ | ||||
Камеральный процесс | Основные программы | Функции | Входные данные | Выходные данные |
Планирование аэросъемочных маршрутов | Z/I Mission Planning | Проектирование аэросъемочных маршрутов Расчет параметров аэросъемки | DTM GeoTIF .dgn .dxf .tab .dwg | AFL, .APF- файлы для бортовой навигационной системы; ASCII |
Обработка аэросъемочных данных | Z/I Mission | Создание проекта PS Project для обработки в DMC Postprocessing (выбор необходимых снимков, системы координат и т.д.) | IInflightData .mdb | Текстовый ASCII отчет, содержащий фактические параметры аэросъемки (фактическая высота полета, масштаб и пр.) и оценочные элементы внешнего ориентирования снимков (координаты центров проекций и углы φ, ω, κ) .dgn |
DMC Postpro ces-sing | Формирование единого файла изображения, его геометрическая и радиометрическая коррекция | Данные FDS- и SSDC-накопителей, созданный в Z/I Mission проект .dgn, калибровочные данные камеры | Панхроматическое, цветное, синтезированное ИК-изображение 8- и 12- битной разрядности .tif | |
DMC Image Analyst | Коррекция контрасцветное, цвета, тона, создание Lookup Tables (LUT) 8- or 12-битной разрядности | Панхроматическое, цветное, синтезированное ИК, изображение 8- и 12- битной разрядност .tif | Откорректированное панхроматическое, цветное, синтезированное ИК-изображение 8- и 12- битной разрядности .tif gray_8lut gray_12lut rgb_8 lut rgb_12 lut |
Среди основных достоинств камеры DMC следует отметить следующие:
- исключение из технологического производственного цикла процессов фотохимической обработки и сканирования аэроснимков;
- возможность одновременного получения различных видов информации: по материалам одного вылета, а именно: панхроматическое, цветное и спектрозональное (с подключением ближнего
ИК-диапазона) изображение; - отсутствие шумов пленки, возникающих в процессе фотохимической обработки и дополнительных погрешностей при сканировании аналоговых аэроснимков;
- отсутствие погрешностей, связанных с деформацией фотоматериала;
- лучшие по сравнению со сканированными аналоговыми фотоматериалами
частотно-контрастные характеристики (тон, цвет, четкость, контраст и др.) материалов цифровой аэросъемки; - широкий динамический диапазон, обеспечивающий приемлемое качество аэроснимков при работе в относительно неблагоприятных погодных условиях (например, под облачностью), хорошая проработка в тенях;
- исключения из цикла фотограмметрической обработки процесса внутреннего ориентирования снимков (калибровочные данные камеры DMC известны с высокой точностью, и в процессе постобработки снимки приводятся к идеальному случаю съемки);
- экономичность: к примеру, для составления планов
М1:2000 аналоговая аэросъемка, как правило, выполняется в масштабе1:12 000, а благодаря улучшенным геометрическим и фотометрическим свойствам цифровых аэроснимков, составление планов указанного масштаба возможно по материалам съемки масштаба1:17 000; - технологичность производственных процессов обработки материалов (например, возможность автоматизированного создания накидных монтажей).
- отсутствие высоконадежных способов хранения цифровых данных (в настоящее время данные хранятся на съемных магнитных дисках HDD, которые не всегда отличаются стабильностью работы и применение данных носителей связано с определенным риском потери записанной информации);
- увеличение числа снимков по сравнению с аналоговой съемкой за счет уменьшения формата кадра (приведенный формат кадра DMC составляет 9 × 16 см по сравнению с форматом 23 × 23 см пленочной камеры LMK или MRB);
- сложность в эксплуатации, так как работа с камерой DMC связана с повышенными требованиями к внешним условиям ее работы (стабильность электропитания, температурные условия на борту и т. д.) и высокой квалификацией операторов;
- недостаточная интегрированность с другим программным обеспечением (данные аэросъемки нельзя обработать с помощью программных комплексов других производителей), вследствие чего возникает зависимость от конкретного производителя программного обеспечения.
Ирина Александровна Бродская, инженер отдела аэрофотосъемочных работ