Муниципалитет и недвижимое имущество
«Облачный» сервис для местного самоуправления и государственной власти – «ТехноКад-Муниципалитет» позволяет получить актуальную и достоверную картину учета объектов недвижимости, тем самым выявив скрытые резервы увеличения поступлений в бюджет
Недвижимое имущество, расположенное на территории муниципалитета – это и источник доходов в виде налоговых и арендных платежей, и, одновременно, источник забот в части точного учета характеристик объектов недвижимости и прав на них. Достоверная и актуальная информация об объектах недвижимости – залог полноты и точности исчисления налогов и наполнения бюджета муниципального образования.
Наиболее типичные ситуации: некорректно указанный вид разрешенного использования земельных участков и некорректно указанная кадастровая стоимость. Часто неверно указываются адресные характеристики. Кроме того, встречаются ситуации, когда невозможно идентифицировать собственника объекта. По оценкам специалистов филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра», до 80 процентов таких неточностей могут быть устранены силами местного самоуправления в рамках информационного взаимодействия с органами кадастрового учета, определенного Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 года № 71.
Сравнивая данные Росреестра и Федеральной налоговой службы (ФНС), легко оценить объем выпадающих доходов местных бюджетов в части поступлений от имущественных налогов. Предполагается, что в скором времени органы местного самоуправления получат доступ к массиву данных ФНС в части начисления и уплаты имущественных налогов на территории своего муниципального образования. Функционал, который будет предоставлен ФНС, позволит проводить многопараметрический анализ ситуации с имущественными налогами, строить различные таблицы, диаграммы и графики.
Еще одна большая проблема – отсутствие у объектов недвижимости координатных характеристик. У земельных участков (ЗУ) отсутствует описание границ, а у объектов капитального строительства (ОКС) – описание местоположения объекта. Доля таких объектов, в зависимости от региона, может достигать в части ЗУ 25, а в части ОКС – 95 процентов. Согласно принятой Правительством РФ «дорожной карте» такие объекты с 2018 года будут сильно ограничены в обороте. Решению этой проблемы может способствовать принятие новой главы в закон «О государственном кадастре недвижимости», посвященной комплексным кадастровым работам, заказчиками которых будут являться органы местного самоуправления и оплачиваться которые будут из средств федерального бюджета.
В последнее время на рынке программного обеспечения появилось много решений для автоматизации деятельности местного самоуправления. Широчайший спектр этих решений – на любой вкус и бюджет – позволяет подобрать наиболее оптимальный вариант для муниципалитета.
Компания «ТехноКад», более 10 лет работающая на рынке как провайдер и оператор электронных сервисов, предназначенных для взаимодействия хозяйствующих субъектов и государственных органов, представляет «облачный» сервис для местного самоуправления и государственной власти– «ТехноКад-Муниципалитет». Решение, базирующееся на трех основных принципах: надежность, простота и доступность, позволяет обеспечить базовые потребности местных администраций во взаимодействии с органами кадастрового учета и регистрации прав. Кроме того, в сервисе присутствуют все преимущества «облачных» технологий: возможность работы с мобильных устройств, отсутствие привязки к конкретному компьютеру, отсутствие необходимости в приобретении дополнительных аппаратных и программных модулей, достаточность навыков пользователя ПК в рамках профессиональной компетенции. Кроме того, отсутствует необходимость в регулярных обновлениях, поскольку все автоматически происходит на сервере. В едином, простом и понятном интерфейсе объединены основные классы электронных сервисов: запросы сведений из ГКН и ЕГРП, информационное взаимодействие с органами кадастрового учета, учет изменений объектов недвижимости. Кроме того, реализована возможность создания печатной формы схемы расположения ЗУ на кадастровом плане территории (в соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ и Приказом МЭР РФ от 27 ноября 2014 года № 762) и создания на основе печатной формы XML-файла схемы расположения ЗУ. Функционал решения позволяет визуализировать ответные документы и создавать на основе кадастровых планов территории различные тематические карты. Пользователь может персонализировать объекты недвижимости, добавляя новые комментарии и файлы. Помимо указанных возможностей, функционал «ТехноКад-Муниципалитет» позволяет формировать отчеты, сопоставляя данные из различных источников (ГКН, ЕГРП, ФНС), тем самым выявляя несоответствия, описанные выше.
Использование решения«ТехноКад-Муниципалитет» позволит руководителю муниципального образования получить актуальную и достоверную картину учета объектов недвижимости, тем самым выявив скрытые резервы увеличения поступлений в бюджет.
Наиболее типичные ситуации: некорректно указанный вид разрешенного использования земельных участков и некорректно указанная кадастровая стоимость. Часто неверно указываются адресные характеристики. Кроме того, встречаются ситуации, когда невозможно идентифицировать собственника объекта. По оценкам специалистов филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра», до 80 процентов таких неточностей могут быть устранены силами местного самоуправления в рамках информационного взаимодействия с органами кадастрового учета, определенного Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 года № 71.
Сравнивая данные Росреестра и Федеральной налоговой службы (ФНС), легко оценить объем выпадающих доходов местных бюджетов в части поступлений от имущественных налогов. Предполагается, что в скором времени органы местного самоуправления получат доступ к массиву данных ФНС в части начисления и уплаты имущественных налогов на территории своего муниципального образования. Функционал, который будет предоставлен ФНС, позволит проводить многопараметрический анализ ситуации с имущественными налогами, строить различные таблицы, диаграммы и графики.
Еще одна большая проблема – отсутствие у объектов недвижимости координатных характеристик. У земельных участков (ЗУ) отсутствует описание границ, а у объектов капитального строительства (ОКС) – описание местоположения объекта. Доля таких объектов, в зависимости от региона, может достигать в части ЗУ 25, а в части ОКС – 95 процентов. Согласно принятой Правительством РФ «дорожной карте» такие объекты с 2018 года будут сильно ограничены в обороте. Решению этой проблемы может способствовать принятие новой главы в закон «О государственном кадастре недвижимости», посвященной комплексным кадастровым работам, заказчиками которых будут являться органы местного самоуправления и оплачиваться которые будут из средств федерального бюджета.
В последнее время на рынке программного обеспечения появилось много решений для автоматизации деятельности местного самоуправления. Широчайший спектр этих решений – на любой вкус и бюджет – позволяет подобрать наиболее оптимальный вариант для муниципалитета.
Компания «ТехноКад», более 10 лет работающая на рынке как провайдер и оператор электронных сервисов, предназначенных для взаимодействия хозяйствующих субъектов и государственных органов, представляет «облачный» сервис для местного самоуправления и государственной власти
Использование решения
Дмитрий Колупаев, руководитель проектов компании «ТехноКад»