Подмосковный Росреестр находит резервы
Кому нужна регистрация прав через Интернет и почему растет нагрузка на регистраторов, когда граждане предпочитают не обращаться в комиссию по оспариванию кадастровой стоимости и чем сегодня живет государственный земельный надзор, рассказывает в своем интервью руководитель Управления Росреестра по Московской области Сергей Богданов
– Управление Росреестра по Московской области взаимодействует с МФЦ с мая 2013 года, и за это время основные государственные услуги ведомства стали предоставляться в большинстве многофункциональных центров. Что на ваш взгляд необходимо предпринять для повышения эффективности этой деятельности?
– Управление Росреестра по Московской области (далее – Управление) полноценно работает с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) с 2013 года. Хотя это взаимодействие началось еще с 2011 года, когда мы в порядке эксперимента стали работать с четырьмя районными МФЦ, которые существовали тогда как отдельные юридические лица, пока в 2013 году не было создано ГКУ МО «Московский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (Уполномоченный МФЦ).
В «дорожной карте» сформулировано требование передать в МФЦ к 2018 году 90 процентов приема документов на госуслуги Росреестра. Поэтому сегодня наша основная задача – сделать получение госуслуг Росреестра посредством обращения в МФЦ максимально популярным и востребованным. Для этой цели мы разработали и согласовали с Уполномоченным МФЦ и Правительством Московской области график, учитывающий готовность многофункциональных центров и их сотрудников, в соответствии с которым поэтапно передаем в МФЦ «живую очередь». В настоящее время более 40 процентов от общего количества поступающих к нам документов принимается через многофункциональные центры, а к концу 2015 года мы совместно с Правительством Московской области и Уполномоченным МФЦ планируем довести этот показатель до 70 процентов. Остальные доли приема документов на регистрацию прав сейчас распределяются следующим образом: на Управление приходится 30 процентов и еще порядка30–35 процентов принимается филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области.
Сегодня существует несколько способов представления документов в Росреестр: посредством обращения к нотариусам, во время выездных платных приемов филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области, безвозмездных выездов Управления к садоводам и маломобильным группам граждан, по почте, но основным в дальнейшем должно стать обращение в многофункциональные центры.
Повышение эффективности взаимодействия Управления с МФЦ, и улучшение качества госуслуг Росреестра, которые предоставляются в многофункциональных центрах, связаны с проводимым на постоянной основе обучением сотрудников МФЦ и уменьшением времени, затрачиваемого ими на первичную обработку документов при приеме.
Вообще, с точки зрения граждан, основная проблема при получении государственных услуг заключается именно во времени ожидания приема. Согласно нашим нормативам время, проведенное заявителем в очереди, не должно превышать 15 минут, но это требование не всегда выдерживается в силу объективных и технических причин. Поэтому Правительство Московской области занимается доработкой программного комплекса АИС МФЦ, используемого многофункциональными центрами, интегрируя его в ПК ПВД, в котором осуществляется прием документов в Росреестре. После завершения этой работы все документы, попавшие в АИС МФЦ на приеме, будут автоматически перекачиваться в ПК ПВД, сокращая таким образом издержки по их обработке и время ожидания заявителями в очереди.
В прошлом некоторые бывшие сотрудники Росреестра переходили на работу в многофункциональные центры, но в подавляющем своем числе сотрудники МФЦ не являются профессионалами в сфере регистрации прав на недвижимость и никогда не работали в Росреестре. Мы, анализируя сведения наших территориальных отделов, видим, что количество приостановлений, связанных с некорректным приемом документов на регистрацию, во многом зависит от качества приема документов сотрудниками МФЦ. Например, если документы приняты неправильно (нужен оригинал, а представлена копия, нужно два экземпляра, а представлен один), это может служить основанием для приостановления регистрации.
Прошло всего полтора года с момента начала взаимодействия Управления и Уполномоченного МФЦ, поэтому до сих пор сохраняются некоторые шероховатости. Часть ошибок мы выявляем, направляем данные нашим партнерам и просим устранить нарушения, а те в свою очередь доводят требования до своих подразделений. При этом в соответствии с «дорожной картой» и принципиальной позицией Росреестра в помещениях МФЦ сотрудники нашего ведомства прием не ведут. Там работает только персонал центров госуслуг, прошедший обучение в Росреестре.
В МФЦ Московской областикакая-либо специализация окон отсутствует, и все работники должны уметь принимать документы на регистрацию прав. Я, правда, слышал, что есть регионы, где в многофункциональных центрах открыты специализированные окна только для документов Росреестра. Но в Московской области такого нет, и все сотрудники МФЦ проходят обучение работе в ПК ПВД и приему документов на регистрацию. Универсальный подход по сравнению со специализированным, конечно, имеет свои плюсы, но требует и дополнительных усилий по обучению персонала.
– Происходит ли снижение нагрузки на регистраторов с уменьшением живой очереди в территориальных отделах Росреестра?
– Нагрузка на регистраторов пока не снижается, так как общее количество принимаемых документов растет. Мы переводим высвободившихся специалистов на обработку документов, поступающих к нам из МФЦ, они занимаются архивом и вопросами, связанными с гармонизацией и верификацией данных ЕГРП и ГКН, и другими функциями, отнесенными к компетенции Росреестра.
Мы замечаем, что нагрузка на регистраторов с открытием МФЦ даже возрастает. Когда вместо пяти оконгде-нибудь в территориальном отделе Росреестра открывается пятнадцать окон в МФЦ, которые принимают на той же территории в два раза больше документов, чем было раньше, то это означает проявление отложенного спроса. С созданием дополнительных благоприятных условий для граждан (уменьшилась очередь, и ожидание в ней стало комфортнее) увеличилось количество обращений и выросла нагрузка. Сейчас нагрузка на государственного регистратора Московской области в среднем составляет порядка 350 регистрационных действий в месяц, что превышает показатели других регионов. Естественно, мы оказываем организационную, практическую и методическую помощь территориальным отделам, имеющим более высокую нагрузку.
Сокращение штатов в Управлении происходило за последние семь лет пять раз. В прошлом году было проведено сокращение на десять процентов. Но сейчас мы планируем до конца года обучить 95 специалистов по спецкурсу государственных регистраторов. Эти вновь подготовленные сотрудники после подтверждения соответствующих квалификационных требований будут осуществлять правовую экспертизу. Надеемся, что приток новых специалистов после их назначения отчасти поможет решить проблему нагрузки, и она начнет снижаться.
– С переходом заявителей в МФЦ необходимость в собственных залах приема и выдачи документов Росреестра и подведомственной ему Кадастровой палаты будет уменьшаться. Как планируется их использовать в дальнейшем?
– Предварительная запись сейчас в основном осуществляется двумя способами – через портал Росреестра и Ведомственный центр телефонного обслуживания (ВЦТО). В соответствии с требованиями «дорожной карты» мы должны и в дальнейшем сохранить для граждан возможность обращения в Росреестр по предварительной записи. Поэтому наши территориальные отделы, исходя из своей нагрузки, переориентируют окна с «живой очереди» на прием по предварительной записи. Обязательным требованием при этом является наличие в каждом территориальном отделе окна для консультирования заявителей.
Часто перед подачей документов в многофункциональный центр возникает необходимостьиз-за сложности того или иного случая обратиться за предварительной консультацией к нашим специалистам. Конечно, сотрудник МФЦ примет все документы, которые будут представлены, но часто сами заявители сомневаются в форме документов или их комплектности и нуждаются в квалифицированной помощи. В центрах госуслуг тоже имеются окна консультации, и туда граждане могут обращаться за разъяснениями, но и у нас должно быть обеспечено обязательное консультирование.
– С началом приема документов на регистрацию правчерез Интернет-портал Росреестра (в Московской области – с апреля 2015 года) все наиболее востребованные услуги ведомства стали доступны в электронном виде. Какие задачи позволяет решать электронный документооборот и какие механизмы будут задействованы для стимулирования перехода правообладателей Московской области к электронным сервисам?
– Когда на портале Росреестра был организован прием документов на регистрацию прав в электронном виде, мы сразу начали развивать это перспективное направление, ведь разговоры о его необходимости шли уже давно, и все профессиональные участники рынка и крупные правообладатели выражали свою заинтересованность.
Сегодня возможность представить документы в электронном виде решает сразу несколько задач:во-первых, она, на наш взгляд, дисциплинирует заявителей, поскольку сам портал не пропускает к нам документы, оформленные ненадлежащим образом. Во-вторых, значительно сокращается время обработки документов, поступивших в электронном виде. Полностью исключается этап посещения заявителем регистрационного органа и передача документов от специалистов приема регистраторам, которые теперь начинают с ними работать сразу. И также при выдаче документов отпадает необходимость составлять журналы и реестры, а затем передавать их от регистратора к специалисту на выдаче. Все это существенно сокращает время обработки документов. Очевидные плюсы для заявителя связаны с тем, что он может в соответствии с принципом экстерриториальности подавать любые документы в любое время – ночью, днем, утром, в выходные.
В связи со снижением временных издержек у нас появилась возможность сократить срок государственной регистрации прав при сдаче документов в электронном виде до пяти рабочих дней, что в два раза меньше стандартного срока, предусмотренного законом. И, поскольку нет «живого контакта» заявителя с регистраторами и с сотрудниками приема, снижаются коррупционные риски. Кроме того, для физических лиц при подаче документов в электронном виде на 30 процентов сокращен размер государственной пошлины. Это тоже удобно и должно их заинтересовывать.
– С вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 года№ 234-ФЗ была серьезно изменена система государственного земельного надзора. Как вы оцениваете работу Управления за прошедший период в части выполнения функции государственного земельного надзора и взаимодействия его с муниципальным земельным контролем?
– Задача, которую ставили перед нами Росреестр и Правительство Московской области, – вовлечение в оборот сельхозземель. И это направление сегодня очень актуально с точки зрения наполнения бюджета Московской области налоговыми поступлениями. Управление активно взаимодействует с органами муниципального контроля. Начиналось это взаимодействие несколько лет назад. Но те материалы, которые к нам направляли органы муниципального контроля, имели низкое качество. Доказательственная база была слабой, формы документов не соответствовали действующему законодательству, эффективность использования материалов органов муниципального контроля несколько лет назад составляла всего десять процентов. Основная масса материалов, направляемых к нам, не могла быть использована в качестве доказательственной базы для составления протоколов об административных нарушениях и привлечения к административной ответственности. Для повышения качества поступающих материалов последние несколько лет мы вели работу по обучению сотрудников органов муниципального контроля правильной подготовке документов, сбору доказательственной базы и ознакомлению с судебной практикой. Порой возникали теоретические разногласия, но мы снимали их в процессе обсуждения. Проводились семинары, занятия, оказывалась методическая помощь, мы выезжали к ним и приглашали их к себе.
С 1 января 2015 года полномочия в части контроля за неиспользованием земель сельхозназначения перешло к Россельхознадзору. В компетенции Росреестра осталось нецелевое использование земли, использование земель без правоустанавливающих документов и невыполнение предписаний Росреестра. Это те основные нарушения, за которые мы сегодня привлекаем к ответственности и юридических, и физических лиц. Для нас обязательным является исполнение плана проверок юридических лиц, согласованного с органами прокуратуры. Сегодня мы двигаемся достаточно высоким темпом, чтобы успеть к концу 2015 года завершить все проверочные мероприятия, выполнивплан-проект на сто процентов. И, естественно, мы следим за количеством наложенных и заплаченных штрафов. В этом году оно выше, чем в 2014-м и составляет порядка 53 миллионов рублей, из которых более 25 миллионов рублей уже оплачены добровольно. Еще одним критерием оценки деятельности государственных инспекторов по использованию и охране земель Росреестра является выявляемость нарушений. Пока она на уровне прошлого года, но мы здесь видим определенные резервы для наращивания эффективности и планируем к концу 2015 года увеличить количество выявленных нарушений.
Среди последних изменений, внесенных в Земельный кодекс, необходимо отметить новое направление осуществления госземнадзора – это проверки в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления. При проведении проверок органов местного самоуправления предметом проверки является соблюдение порядка предоставления земельных участков. Также можно упомянуть исключение производственного контроля как неэффективной и неработающей части надзора. В целом, несмотря на то, что система надзора претерпела существенные изменения, Управление продолжает работать в рамках своих полномочий.
– В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области за 8 месяцев 2015 года поступило 531 заявление по оспариванию кадастровой стоимости. В отношении 218 из них комиссия приняла рыночную стоимость вместо кадастровой. Какими критериями руководствуется комиссия, меняя оценочную базу? Почему среди физических лиц суды популярнее комиссии по рассмотрению споров, ведь от граждан поступило только 17 заявлений из упомянутых 218?
– Любому лицу, которое обратило внимание на то, что кадастровая стоимость превышает рыночную, в первую очередь предлагается обратиться в Министерство имущественных отношений правительства Московской области. Поскольку оно является заказчиком работ по кадастровой оценке и имеет возможность в случае выявления ошибок при расчете кадастровой стоимости внести изменения, исправив ошибки, которые вызывают сомнения у граждан и юридических лиц. На сайте Правительства Московской области существует специальный сервис, позволяющий подать заявление об ошибке при расчете кадастровой стоимости. В случае обращения заявитель не несеткаких-либо затрат. Если уже Министерство имущественных отношений Московской области установило, что ошибок нет, тогда наступает следующий этап – оспаривание кадастровой стоимости путем обращения в комиссию.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении существует уже три года. Для юридических лиц обращение в комиссию является обязательным досудебным порядком обжалования и условием для дальнейшего обращения в суд. Физические же лица имеют право сразу обращаться в суд, минуя комиссию.
Для рассмотрения вопросов оспаривания кадастровой стоимости комиссией по действующему законодательству гражданин или юридическое лицо должны представить отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленный независимым оценщиком и положительное экспертное заключение саморегулируемой организации, в которой состоит оценщик. Минимальная стоимость подготовки такого отчета оценки небольшого садового участка в Московской области составляет по нашим сведениям около 15 тысяч рублей. Для гражданина, который пытается снизить кадастровую стоимость, приведя ее к рыночной, и тем самым сэкономить на имущественном и земельном налогахполторы-две тысячи рублей, такие затраты являются слишком большими. Между тем действующее законодательство не препятствует гражданам обращаться к нам в комиссию за пересмотром коллективно. Здесь нюанс состоит в том, что отчет должен быть один, а стоимость такого отчета будет распределена среди всего коллектива граждан и расходы каждого из участников в итоге будут гораздо ниже, чем, если бы он заказывал отчет самостоятельно.
Расположенные рядом земельные участки могут иметь идентичные проблемы, связанные с кадастровой стоимостью, поэтому оценочные организации готовы осуществлять оценку сразу нескольких объектов в одном отчете одновременно. Поэтому мы рекомендуем гражданам объединяться для целей подготовки отчетов по определению рыночной стоимости земельных участков. Такое объединение может происходить либо под эгидой местной администрации, либо силами самих граждан, проживающих на одной улице. Им будет необходимо организовать общее собрание, выбрав полномочного представителя, представить в комиссию протокол, подтверждающий его полномочия и единый отчет.
В конце августа 2015 года 72 землевладельцам Сергиева Посада, объединившимся для подготовки единого отчета с описанием их участков и определением их рыночной стоимости, удалось снизить посредством обращения в комиссию общую кадастровую стоимость своей земли с 87 до 22 миллионов рублей.
Естественно, информирование граждан, администраций районных и сельских поселений о возможностях и правах при обращении в комиссию по оспариванию кадастровой стоимости является нашей приоритетной задачей. Для этой цели мы проводим специальные семинары, консультации и горячие линии. Сегодня эта тема особенно актуальна, поскольку налоги граждан Московской области начисляются исходя из кадастровой стоимости их объектов недвижимости.
– И последний вопрос поступил от нашего читателя. Что делать, если на запрос сведений из ЕГРП получен ответ, содержащий недостоверные, по мнению заявителя, сведения?
– ЕГРП содержит актуальные сведения об объектах недвижимости, субъектах прав, наличии зарегистрированных ограничений, обременений, запрещений. В случае если будут выявлены разночтения с Государственным кадастром недвижимости (ГКН), мы обязаны их устранить и внести соответствующие изменения. Эта работа проводится в рамках гармонизации сведений ГКН и ЕГРП. Если вопрос касается технической ошибки(например, какая-то опечатка), то регистратор вправе эту ошибку исправить после того как выявит ее наличие. Необязательно даже подавать заявление об исправлении технической ошибки. Любые спорные вопросы, касающиеся прав на объект недвижимости, информация о которых содержится в ЕГРП, решаются только в судебном порядке. В случае несогласия гражданина с проведенными регистрационными действиями зарегистрированное право может быть оспорено им в судебном порядке.
– Управление Росреестра по Московской области (далее – Управление) полноценно работает с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) с 2013 года. Хотя это взаимодействие началось еще с 2011 года, когда мы в порядке эксперимента стали работать с четырьмя районными МФЦ, которые существовали тогда как отдельные юридические лица, пока в 2013 году не было создано ГКУ МО «Московский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (Уполномоченный МФЦ).
В «дорожной карте» сформулировано требование передать в МФЦ к 2018 году 90 процентов приема документов на госуслуги Росреестра. Поэтому сегодня наша основная задача – сделать получение госуслуг Росреестра посредством обращения в МФЦ максимально популярным и востребованным. Для этой цели мы разработали и согласовали с Уполномоченным МФЦ и Правительством Московской области график, учитывающий готовность многофункциональных центров и их сотрудников, в соответствии с которым поэтапно передаем в МФЦ «живую очередь». В настоящее время более 40 процентов от общего количества поступающих к нам документов принимается через многофункциональные центры, а к концу 2015 года мы совместно с Правительством Московской области и Уполномоченным МФЦ планируем довести этот показатель до 70 процентов. Остальные доли приема документов на регистрацию прав сейчас распределяются следующим образом: на Управление приходится 30 процентов и еще порядка
Сегодня существует несколько способов представления документов в Росреестр: посредством обращения к нотариусам, во время выездных платных приемов филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области, безвозмездных выездов Управления к садоводам и маломобильным группам граждан, по почте, но основным в дальнейшем должно стать обращение в многофункциональные центры.
Повышение эффективности взаимодействия Управления с МФЦ, и улучшение качества госуслуг Росреестра, которые предоставляются в многофункциональных центрах, связаны с проводимым на постоянной основе обучением сотрудников МФЦ и уменьшением времени, затрачиваемого ими на первичную обработку документов при приеме.
Вообще, с точки зрения граждан, основная проблема при получении государственных услуг заключается именно во времени ожидания приема. Согласно нашим нормативам время, проведенное заявителем в очереди, не должно превышать 15 минут, но это требование не всегда выдерживается в силу объективных и технических причин. Поэтому Правительство Московской области занимается доработкой программного комплекса АИС МФЦ, используемого многофункциональными центрами, интегрируя его в ПК ПВД, в котором осуществляется прием документов в Росреестре. После завершения этой работы все документы, попавшие в АИС МФЦ на приеме, будут автоматически перекачиваться в ПК ПВД, сокращая таким образом издержки по их обработке и время ожидания заявителями в очереди.
В прошлом некоторые бывшие сотрудники Росреестра переходили на работу в многофункциональные центры, но в подавляющем своем числе сотрудники МФЦ не являются профессионалами в сфере регистрации прав на недвижимость и никогда не работали в Росреестре. Мы, анализируя сведения наших территориальных отделов, видим, что количество приостановлений, связанных с некорректным приемом документов на регистрацию, во многом зависит от качества приема документов сотрудниками МФЦ. Например, если документы приняты неправильно (нужен оригинал, а представлена копия, нужно два экземпляра, а представлен один), это может служить основанием для приостановления регистрации.
Прошло всего полтора года с момента начала взаимодействия Управления и Уполномоченного МФЦ, поэтому до сих пор сохраняются некоторые шероховатости. Часть ошибок мы выявляем, направляем данные нашим партнерам и просим устранить нарушения, а те в свою очередь доводят требования до своих подразделений. При этом в соответствии с «дорожной картой» и принципиальной позицией Росреестра в помещениях МФЦ сотрудники нашего ведомства прием не ведут. Там работает только персонал центров госуслуг, прошедший обучение в Росреестре.
В МФЦ Московской области
– Происходит ли снижение нагрузки на регистраторов с уменьшением живой очереди в территориальных отделах Росреестра?
– Нагрузка на регистраторов пока не снижается, так как общее количество принимаемых документов растет. Мы переводим высвободившихся специалистов на обработку документов, поступающих к нам из МФЦ, они занимаются архивом и вопросами, связанными с гармонизацией и верификацией данных ЕГРП и ГКН, и другими функциями, отнесенными к компетенции Росреестра.
Мы замечаем, что нагрузка на регистраторов с открытием МФЦ даже возрастает. Когда вместо пяти окон
Сокращение штатов в Управлении происходило за последние семь лет пять раз. В прошлом году было проведено сокращение на десять процентов. Но сейчас мы планируем до конца года обучить 95 специалистов по спецкурсу государственных регистраторов. Эти вновь подготовленные сотрудники после подтверждения соответствующих квалификационных требований будут осуществлять правовую экспертизу. Надеемся, что приток новых специалистов после их назначения отчасти поможет решить проблему нагрузки, и она начнет снижаться.
– С переходом заявителей в МФЦ необходимость в собственных залах приема и выдачи документов Росреестра и подведомственной ему Кадастровой палаты будет уменьшаться. Как планируется их использовать в дальнейшем?
– Предварительная запись сейчас в основном осуществляется двумя способами – через портал Росреестра и Ведомственный центр телефонного обслуживания (ВЦТО). В соответствии с требованиями «дорожной карты» мы должны и в дальнейшем сохранить для граждан возможность обращения в Росреестр по предварительной записи. Поэтому наши территориальные отделы, исходя из своей нагрузки, переориентируют окна с «живой очереди» на прием по предварительной записи. Обязательным требованием при этом является наличие в каждом территориальном отделе окна для консультирования заявителей.
Часто перед подачей документов в многофункциональный центр возникает необходимость
– С началом приема документов на регистрацию прав
– Когда на портале Росреестра был организован прием документов на регистрацию прав в электронном виде, мы сразу начали развивать это перспективное направление, ведь разговоры о его необходимости шли уже давно, и все профессиональные участники рынка и крупные правообладатели выражали свою заинтересованность.
Сегодня возможность представить документы в электронном виде решает сразу несколько задач:
В связи со снижением временных издержек у нас появилась возможность сократить срок государственной регистрации прав при сдаче документов в электронном виде до пяти рабочих дней, что в два раза меньше стандартного срока, предусмотренного законом. И, поскольку нет «живого контакта» заявителя с регистраторами и с сотрудниками приема, снижаются коррупционные риски. Кроме того, для физических лиц при подаче документов в электронном виде на 30 процентов сокращен размер государственной пошлины. Это тоже удобно и должно их заинтересовывать.
– С вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 года
– Задача, которую ставили перед нами Росреестр и Правительство Московской области, – вовлечение в оборот сельхозземель. И это направление сегодня очень актуально с точки зрения наполнения бюджета Московской области налоговыми поступлениями. Управление активно взаимодействует с органами муниципального контроля. Начиналось это взаимодействие несколько лет назад. Но те материалы, которые к нам направляли органы муниципального контроля, имели низкое качество. Доказательственная база была слабой, формы документов не соответствовали действующему законодательству, эффективность использования материалов органов муниципального контроля несколько лет назад составляла всего десять процентов. Основная масса материалов, направляемых к нам, не могла быть использована в качестве доказательственной базы для составления протоколов об административных нарушениях и привлечения к административной ответственности. Для повышения качества поступающих материалов последние несколько лет мы вели работу по обучению сотрудников органов муниципального контроля правильной подготовке документов, сбору доказательственной базы и ознакомлению с судебной практикой. Порой возникали теоретические разногласия, но мы снимали их в процессе обсуждения. Проводились семинары, занятия, оказывалась методическая помощь, мы выезжали к ним и приглашали их к себе.
С 1 января 2015 года полномочия в части контроля за неиспользованием земель сельхозназначения перешло к Россельхознадзору. В компетенции Росреестра осталось нецелевое использование земли, использование земель без правоустанавливающих документов и невыполнение предписаний Росреестра. Это те основные нарушения, за которые мы сегодня привлекаем к ответственности и юридических, и физических лиц. Для нас обязательным является исполнение плана проверок юридических лиц, согласованного с органами прокуратуры. Сегодня мы двигаемся достаточно высоким темпом, чтобы успеть к концу 2015 года завершить все проверочные мероприятия, выполнив
Среди последних изменений, внесенных в Земельный кодекс, необходимо отметить новое направление осуществления госземнадзора – это проверки в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления. При проведении проверок органов местного самоуправления предметом проверки является соблюдение порядка предоставления земельных участков. Также можно упомянуть исключение производственного контроля как неэффективной и неработающей части надзора. В целом, несмотря на то, что система надзора претерпела существенные изменения, Управление продолжает работать в рамках своих полномочий.
– В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области за 8 месяцев 2015 года поступило 531 заявление по оспариванию кадастровой стоимости. В отношении 218 из них комиссия приняла рыночную стоимость вместо кадастровой. Какими критериями руководствуется комиссия, меняя оценочную базу? Почему среди физических лиц суды популярнее комиссии по рассмотрению споров, ведь от граждан поступило только 17 заявлений из упомянутых 218?
– Любому лицу, которое обратило внимание на то, что кадастровая стоимость превышает рыночную, в первую очередь предлагается обратиться в Министерство имущественных отношений правительства Московской области. Поскольку оно является заказчиком работ по кадастровой оценке и имеет возможность в случае выявления ошибок при расчете кадастровой стоимости внести изменения, исправив ошибки, которые вызывают сомнения у граждан и юридических лиц. На сайте Правительства Московской области существует специальный сервис, позволяющий подать заявление об ошибке при расчете кадастровой стоимости. В случае обращения заявитель не несет
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении существует уже три года. Для юридических лиц обращение в комиссию является обязательным досудебным порядком обжалования и условием для дальнейшего обращения в суд. Физические же лица имеют право сразу обращаться в суд, минуя комиссию.
Для рассмотрения вопросов оспаривания кадастровой стоимости комиссией по действующему законодательству гражданин или юридическое лицо должны представить отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленный независимым оценщиком и положительное экспертное заключение саморегулируемой организации, в которой состоит оценщик. Минимальная стоимость подготовки такого отчета оценки небольшого садового участка в Московской области составляет по нашим сведениям около 15 тысяч рублей. Для гражданина, который пытается снизить кадастровую стоимость, приведя ее к рыночной, и тем самым сэкономить на имущественном и земельном налогах
Расположенные рядом земельные участки могут иметь идентичные проблемы, связанные с кадастровой стоимостью, поэтому оценочные организации готовы осуществлять оценку сразу нескольких объектов в одном отчете одновременно. Поэтому мы рекомендуем гражданам объединяться для целей подготовки отчетов по определению рыночной стоимости земельных участков. Такое объединение может происходить либо под эгидой местной администрации, либо силами самих граждан, проживающих на одной улице. Им будет необходимо организовать общее собрание, выбрав полномочного представителя, представить в комиссию протокол, подтверждающий его полномочия и единый отчет.
В конце августа 2015 года 72 землевладельцам Сергиева Посада, объединившимся для подготовки единого отчета с описанием их участков и определением их рыночной стоимости, удалось снизить посредством обращения в комиссию общую кадастровую стоимость своей земли с 87 до 22 миллионов рублей.
Естественно, информирование граждан, администраций районных и сельских поселений о возможностях и правах при обращении в комиссию по оспариванию кадастровой стоимости является нашей приоритетной задачей. Для этой цели мы проводим специальные семинары, консультации и горячие линии. Сегодня эта тема особенно актуальна, поскольку налоги граждан Московской области начисляются исходя из кадастровой стоимости их объектов недвижимости.
– И последний вопрос поступил от нашего читателя. Что делать, если на запрос сведений из ЕГРП получен ответ, содержащий недостоверные, по мнению заявителя, сведения?
– ЕГРП содержит актуальные сведения об объектах недвижимости, субъектах прав, наличии зарегистрированных ограничений, обременений, запрещений. В случае если будут выявлены разночтения с Государственным кадастром недвижимости (ГКН), мы обязаны их устранить и внести соответствующие изменения. Эта работа проводится в рамках гармонизации сведений ГКН и ЕГРП. Если вопрос касается технической ошибки
Игорь Паньков, собственный корреспондент